Старший преподаватель кафедры социальных коммуникаций, ФП ТГУ. Заместитель заведующей кафедрой по учебно-методическим вопросам.

 

Профессиональная научно-преподавательская деятельность Марины Николаевны Бычковой началась с 2001 года в качестве внештатного преподавателя кафедры социальных коммуникаций Томского государственного университета, с 2003 года – как штатного сотрудника кафедры. С 2008 года по настоящее время она  — заместитель заведующей кафедрой по учебно-методической работе, член Ученого Совета и Учебно-методической комиссии факультета психологии ТГУ. Много лет выполняет функции эксперта Томского регионального тура Всероссийского конкурса студенческих PR-проектов «Хрустальный Апельсин», а также члена оргкомитета ежегодной студенческой научно-практической конференции «Connect-Universum-Junior».

 

Область научных интересов Марины Николаевны: социальная философия; философия и теория социальных коммуникаций; проектирование коммуникационных кампаний, стратегий управления репутацией социальных субъектов, event-менеджмент, спичрайтинг, копирайтинг, коммуникационный аудит, новые медиа, гражданская журналистика, сетевые сообщества (NET-communities).

 

Бычковой М.Н. разработаны около тридцати учебных курсов для направления подготовки «Реклама и связи с общественностью», «Психология», «Управление персоналом», «Маркетинг и предпринимательское дело» высшего профессионального образования; более десяти эл
ектронных образовательных ресурсов, а также авторских программ мастер-классов по различным проблемам рекламы и связей с общественностью, в том числе для международной образовательной программы «Электронный бизнес» (ТГУ – Фолькуниверситет, Швеция); для программы профессиональной переподготовки «Связи с общественностью и реклама в Интернет»; для Фонда развития малого и среднего предпринимательства Томской области (в 2012 году Марина Николаевна стала победителем в составе авторского коллектива конкурсного отбора преподавателей, экспертов, тренеров, проводимого Фондом, по программе «Работа с общественностью бизнес-организации: on- и off-line»); для ТООФ «Центр общественного развития»; для Управления образования Администрации ЗАТО г. Северск; для АНОО «Центр повышения квалификации педагогов и дополнительного образования «АНЭКС», г. Санкт-Петербург.

 

Марина Николаевна Бычкова является автором учебного пособия «Организация и проведение PR-кампаний» (2009 г.), которое на Международном конкурсе признания профессиональных достижений в сфере PR и рекламы «Золотой Соболь-2009» в номинации «Лучшая образовательная программа по PR» вошло в число победителей. В 2015  в числе авторского коллектива награждена Грамотой VII Общероссийского отраслевого конкурса изданий для высших учебных заведений «Университетская книга-2015» за монографию «Позиционирование и продвижение томских университетов в коммуникативном пространстве Интернета» (2014 г.). По итогам 2015 года М.Н. Бычкова вошла в ТОП-100 самых активных преподавателей электронного обучения в ТГУ (по данным рейтингам ИДО ТГУ).

 

Мариной Николаевной подготовлено к публикации более 40 научных статей по вопросам теории и практики социальных коммуникаций, большая часть из которых вошла в научные базы цитирования РИНЦ, EBSCO Publishing, Scopus. Она участвовала во многих российских научных и научно-практических конференциях, а также международных (Международная научная конференция «Архитектура и социальные медиа в Обществе-сети» (28-29 октября 2013 г. г. Берлин, Германия); 5 Международная Конферен
ция «ОБРАЗОВАНИЕ, ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗВИТИЕ», 4–8 сентября 2014, г. Елените, Болгария); др. По решению Оргкомитета научно-издательского отдела Российской Академии Естествознания,  учитывая  научную  актуальность и значимость основных положений научной работы авторского коллектива с участием М.Н. Бычковой «Профильные мастерские в классическом университете: от компетенций к самоорганизации креативного профессионала»), опубликованной  в  журнале «Современные проблемы науки и образования» (2013 г.), — статья   была   отобрана   для  представления и обсуждения на  Московском международном салоне образования  (Москва 7-9 октября 2014 г).

 

Публикации (за последние пять лет):

 

  1. Бычкова М.Н. Интернет как коммуникативное пространство: обзор экспертных оценок. — Ценностные основания психологии и психология ценностей: сборник материалов IV Сибирского психологического форума – Томск:  ТГУ,  2011 г.  – С.  261-263
  2. Окушова Г.А., Бычкова М.Н. Проектирование в сфере рекламы и связей с общественностью (учебно-методический комплекс) 2011 г. [Электронный ресурс]. URL: http://edu2.tsu.ru/eor/resourse/296/tpl/index.html
  3. Кужелева И.П., Окушова Г.А., Бычкова М.Н. Управление Интернет-проектами   (учебно-методический комплекс) 2011 г. [Электронный ресурс]. URL: http://edu.tsu.ru/eor/resourse/594/tpl/index.html
  4. Бычкова М.Н., Дуланова Т.С. Социальный маркетинг как способ конструирования здорового образа жизни в студенческой среде. — Опыт и векторы развития добровольческой деятельности: материалы международной научно-практической конференции – Улан-Удэ, изд-во ВСГУТУ, 2012 г. С.  11-14
  5. Бычкова М.Н., Окушова Г.А. Интернет как среда реализации общественных инициатив российской молодежи. — Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. № 8 (22): в 2-х ч. Ч. II. C. 46-48. ISSN 1997-292X http://www.gramota.net/materials/3/2012/8-2/9.html
  6. Bychkova M.N., Okushova G.A., Ryabov D.Y. Communicative Internet space and youth: from clip consciousness to volunteer communities. — The International Scientific-Practical Internet-Conference ‘Connect-Universum 2012’ (29-31 May, 2012). http://connect-universum.tsu.ru/blog/connectuniversum2012_en/
  7. Бычкова М.Н. Организация рекламных и PR-кампаний в интернет (учебно-методический комплекс) 2012 г. [Электронный ресурс]. URL: http://edu.tsu.ru/eor/resourse/832/tpl/index.html
  8. Бычкова М.Н., Окушова Г.А. Профильные мастерские в классическом университете: от компетенций к самоорганизации креативного профессионала // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=11145
  9. Бычкова М.Н. Управление электронными коммуникациями (современная школа в системе «новых медиа»). — Международная конференция «Современные информационные технологии» (14 апреля 2014 г., г. Санкт-Петербург, АНОО «Центр повышения квалификации педагогов и дополнительного образования «АНЭКС») http://ext.spb.ru/index.php/webinars/4911-14042014-l-r.html
  10. Bychkova M.N. Semiotics of Communicative Space in Runet: Online Promotion of Siberian Regional Brands. — Международная научная конференция «Архитектура и социальные медиа в Обществе-сети» (28-29 октября 2013, г. Берлин, Германия) http://cloud-cuckoo.net/fileadmin/issues_en/issue_32/abstract_en_bychkova.pdf
  11. Bychkova M.N. MANAGEMENT OF ELECTRONIC COMMUNICATIONS (MODERN UNIVERSITY IN THE SYSTEM OF “NEW MEDIA”) — 5 Международная конференция «ОБРАЗОВАНИЕ, ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗВИТИЕ», 4–8 Сентября 2014, г. Елените, Болгария// Educational Alternatives (ISSN 1313–2571) http://www.scientific-publications.net/open-access-journals/educational-alternatives/
  1. Бычкова М.Н. Электронные коммуникации современного университета.// Фундаментальные исследования. – 2014. – № 9 (часть 9), стр. 2120-2124. URL: rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=10004470
  2. Окушова Г.А., Бычкова М.Н., Гужова И.В. Позиционирование и продвижение томских университетов в коммуникативном пространстве Интернета. – Томск: Издательский Дом ТГУ, 2014. – 142 с. http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000502033
  3. Marina N. Bychkova, Gulnafist A. Okushova. Methods of analysis of a modern university’s presence in the Internet communicative space //AI & Society. P. 1-12. http://link.springer.com/article/10.1007/s00146-016-0648-5?view=classic
  4. Бычкова М.Н. Мигрантские этносообщества в Рунете (на примере социальной сети ВКонтакте) //Социальные сети как площадка этнической коммуникации и средство предписания этнонациональной идентичности (сборник материалов исследования). Томск: Издательский Дом ТГУ, 2015. С. 53-61. http://chamo.lib.tsu.ru/lib/item?id=chamo:535096
  5. Бычкова М.Н. Нужны ли мигрантам социальные медиа? (на примере анализа мигрантских сообществ «ВКонтакте») Электронный ресурс: http://katpo.tspu.ru/index.php?m=66&p=article&d=167 международный Евро-Азиатский адаптационно-образовательный центр ТГПУ
  6. Бычкова М.Н. Миллениумы: реальное  «Я» против виртуального? //Социальные сети как площадка организации межличностных коммуникаций и перфоманса идентичности цифрового поколения: сборник материалов исследования. Томск: Издательский Дом ТГУ, 2016. С. 54-63.