Бычкова Марина Николаевна — Кафедра социальных коммуникаций


Старший преподаватель кафедры социальных коммуникаций, факультет психологии НИ ТГУ. 

 

«Марина Николаевна: от первого лица» https://www.youtube.com/watch?v=ZKf2aNw9PA0

 

Профессиональная научно-преподавательская деятельность Марины Николаевны Бычковой началась с 2001 года в качестве внештатного преподавателя кафедры социальных коммуникаций Томского государственного университета, с 2003 года – как штатного сотрудника кафедры. С 2008 года по 2020 она  — заместитель заведующей кафедрой по учебно-методической работе, член Ученого Совета и Учебно-методической комиссии факультета психологии НИ ТГУ. Много лет выполняет функции эксперта Томского регионального тура Всероссийского конкурса студенческих PR-проектов «Хрустальный Апельсин», а также члена оргкомитета ежегодной студенческой научно-практической конференции «Connect-Universum-Junior».

 

Область научных интересов Марины Николаевны: социальная философия; философия и теория социальных коммуникаций; проектирование коммуникационных кампаний, стратегий управления репутацией социальных субъектов, event-менеджмент, спичрайтинг, копирайтинг, коммуникационный аудит, новые медиа, гражданская журналистика, сетевые сообщества (NET-communities).

 

Бычковой М.Н. разработаны около сорока учебных курсов для направления подготовки «Реклама и связи с общественностью», «Психология», «Управление персоналом», «Организация работы с молодежью», «Маркетинг и предпринимательское дело» высшего профессионального образования; более десяти электронных образовательных ресурсов, а также авторских программ мастер-классов по различным проблемам рекламы и связей с общественностью, в том числе для международной образовательной программы «Электронный бизнес» (ТГУ – Фолькуниверситет, Швеция); для программы профессиональной переподготовки «Связи с общественностью и реклама в Интернет»; для Фонда развития малого и среднего предпринимательства Томской области (в 2012 году Марина Николаевна стала победителем в составе авторского коллектива конкурсного отбора преподавателей, экспертов, тренеров, проводимого Фондом, по программе «Работа с общественностью бизнес-организации: on- и off-line»); для ТООФ «Центр общественного развития»; для Управления образования Администрации ЗАТО г. Северск; для ОГБУДПО  «Учебно-методический центр» г. Томск; для АНОО «Центр повышения квалификации педагогов и дополнительного образования «АНЭКС», г. Санкт-Петербург.

 

Марина Николаевна Бычкова является автором учебного пособия «Организация и проведение PR-кампаний» (2009 г.), которое на Международном конкурсе признания профессиональных достижений в сфере PR и рекламы «Золотой Соболь-2009» в номинации «Лучшая образовательная программа по PR» вошло в число победителей. В 2015  в числе авторского коллектива награждена Грамотой VII Общероссийского отраслевого конкурса изданий для высших учебных заведений «Университетская книга-2015» за монографию «Позиционирование и продвижение томских университетов в коммуникативном пространстве Интернета» (2014 г.). По итогам 2015, 2018 годов М.Н. Бычкова входила в ТОП-100 самых активных преподавателей электронного обучения в НИ ТГУ (по данным рейтингам ИДО НИ ТГУ). Бычкова М.Н. является одним из авторов монографии «Цифровые диаспоры» мигрантов из Центральной Азии: виртуальная сетевая организация, дискурс «воображаемого сообщества» и конкуренция идентичностей» (2016г.). Данная монография стала номинантом и призером межрегионального конкурса «Книга года: Сибирь-Евразия – 2017» в номинации «Лучшая книга года». Добросовестное, ответственное отношение к делу, профессионализм Бычковой М.Н. были неоднократно отмечены на университетском, городском, региональном и федеральном уровнях. Так, в 2017 году Марина Николаевна была награждена почетной грамотой Министерства образования и науки РФ, в 2020 удостоена медали «За заслуги перед Томским государственным университетом».

 

Мариной Николаевной подготовлено к публикации более 50 научных статей по вопросам теории и практики социальных коммуникаций, большая часть из которых вошла в научные базы цитирования РИНЦ, EBSCO Publishing, Scopus, Web of Science. Она участвовала во многих российских научных и научно-практических конференциях, а также международных (Международная научная конференция «Архитектура и социальные медиа в Обществе-сети» (28-29 октября 2013 г. г. Берлин, Германия); 5 Международная Конференция «ОБРАЗОВАНИЕ, ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗВИТИЕ», 4–8 сентября 2014, г. Елените, Болгария); др. По решению Оргкомитета научно-издательского отдела Российской Академии Естествознания,  учитывая  научную  актуальность и значимость основных положений научной работы авторского коллектива с участием М.Н. Бычковой «Профильные мастерские в классическом университете: от компетенций к самоорганизации креативного профессионала»), опубликованной  в  журнале «Современные проблемы науки и образования» (2013 г.), — статья   была   отобрана   для  представления и обсуждения на  Московском международном салоне образования  (Москва 7-9 октября 2014 г). 

 

Публикации (за последние пять лет):

 

  1. Marina N. Bychkova, Gulnafist A. Okushova. Methods of analysis of a modern university’s presence in the Internet communicative space //AI & Society. 2016. P. 1-12. http://link.springer.com/article/10.1007/s00146-016-0648-5?view=classic 
  2. Бычкова М. Н. Методики анализа присутствия современного университета в коммуникативном пространстве Интернета / М. Н. Бычкова // Цифровое кочевничество как глобальный и сибирский тренд : материалы III Международной трансдисциплинарной научно-практической WEB-конференции Connect-Universum – 2016, 24-26 мая 2016 года. Томск, 2016. С. 66-77. URL: http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000617499
  3. Бычкова М.Н. Миллениумы: реальное  «Я» против виртуального? //Социальные сети как площадка организации межличностных коммуникаций и перфоманса идентичности цифрового поколения: сборник материалов исследования. Томск: Издательский Дом ТГУ, 2016. С. 54-63. Электронный ресурс:  URL: http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000555172
  4. Бычкова М.Н., Глухов А.П., Окушова Г.А. Глава 3. Дискурсы идентичности и виртуализация Родины в «цифровых диаспорах» мигрантов из Центральной Азии: конкуренция за лояльность // «Цифровые диаспоры» мигрантов из Центральной Азии: виртуальная сетевая организация, дискурс «воображаемого сообщества» и конкуренция идентичностей / [И. П. Кужелева-Саган, А. П. Глухов, Л. В. Ахметова и др.] ; науч. ред. И. П. Кужелева-Саган ; Нац. исслед. Том. гос. ун-т. — Томск : Издательский Дом Томского государственного университета, 2016. С. 113-150. URL: http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000565106
  5. Новак С. К., Бычкова М.Н. Конструирование профессиональных и личностных качеств успешного молодого специалиста в сфере рекламы и связей с общественностью и формирование его профессиограммы\ В сборнике: Управление талантами и трансформация корпоративной культуры Материалы Международной конференции. Под редакцией О.Б. Алексеева, Э.В. Галажинского, А.О. Зоткина. 2016. С. 152-157.
  6. Гужова И.В., Бычкова М.Н., Булатова Т.А. Глава 5. Интервенция фреймов виртуальной полупубличной коммуникации в сферу профессионально-делового общения в пространстве социальных сетей на примере образовательных коммуникаций / Социальные сети как инфраструктура межличностного общения цифрового поколения: трансформация фреймов коммуникации : [коллективная монография / А. П. Глухов, И. П. Кужелева-Саган, Т. А. Булатова и др.] ; науч. ред. И. П. Кужелева-Саган ; Нац. исслед. Том. гос. ун-т. — Томск : Издательский Дом Томского государственного университета, 2017. С. 155-199. URL: http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000632541
  7. Кулаженко А.А., Бычкова М.Н.  Интернет-мем в межличностной офлайн-коммуникации // Коммуникативные исследования. 2017. № 3 (13). С. 96-105.
  8. Гужова И.В., Бычкова М.Н. Глава 3. Приватная коммуникация мигрантов из центральной азии с помощью социальных сетей и мессенджеров как способ сохранения квазиблизких отношений с представителями общества исхода / Социальная сеть как пространство дискурса идентичности и квазиинститут этничности центральноазиатских мигрантов : [коллективная монография / И. П. Кужелева-Саган, А. П. Глухов, Л. В. Ахметова и др.] ; науч. ред. И. П. Кужелева-Саган ; Нац. исслед. Том. гос. ун-т. — Томск : Издательский Дом Томского государственного университета, 2017. С. 98-116.  URL: http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000644339
  9. Бычкова М.Н. Повелевая временем и пространством? О принципах менеджмента сетевых коммуникаций цифрового поколения / Культура сетевых коммуникаций цифрового поколения: ресоциализация отношений и доместикация социальных медиа : (сборник материалов исследования) / науч. ред. А. П. Глухов ; Нац. исслед. Том. гос. ун-т,. — Томск : Издательский Дом Томского государственного университета, 2018. С. 44-63. URL: http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000649965
  10. Бычкова М.Н. Глава 4. «Виртуальные» категории социального капитала цифрового поколения: конверсия коммуникативных связей в деловой успех / Культура сетевых коммуникаций и цифровая грамотность / А. П. Глухов, М. Н. Бычкова, И. В. Гужова [и др.] ; науч. ред. А.П. Глухов ; М-во науки и высш. образования Рос. Фед., Нац. ислед. Том. гос. ун-т. — Томск : Издательский Дом Томского государственного университета, 2019. С. 82-92. URL: http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000674994
  11. Бычкова М. Н. Культурно-исторический комплекс «Золотой кнут»: девятое чудо как основа бренда великого Монгольского государства / М. Н. Бычкова // Цифровой бренд-менеджмент территорий: глобальный и локальный аспекты : материалы IV Международной трансдисциплинарной научно-практической Web-конференции «Connect-Universum-2018», 29–30 ноября 2018 года. Томск, 2019. С. 56-61. URL: http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000671114
  12. Сидорова А.Ю., Бычкова М.Н. Особенности онлайнового продвижения творческой лаборатории дополнительного образования // Неделя молодежной науки : сборник трудов конференции. Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова. Москва, 2019. 
  13. Бычкова М. Н. От богатства медиа до экономии эмоций: к результатам эмпирических исследований использования СМС современной молодежной аудиторией / М. Н. Бычкова // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2020. № 54. С. 176-187. URL: http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000721335
  14. Бычкова М.Н., Смирнова П.Л. Цифровая грамотность преподавателей и студентов университета: «открытия» пандемии // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 4.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=29946 
  15. Ильиных Е.М., Бычкова М.Н. Особенности формировании имиджа политического лидера при непрямых многоступенчатых выборах глав муниципальных образований. // Государство, общество, личность: история и современность. Сборник статей III Международной научно-практической конференции. 2020. Пенза, 2020. С. 115-12.