Публичные лекции с кафедрой социальных коммуникаций или заузленность вне и внутри нас

11 апреля в конференц-зале Главного корпуса ТГУ прошла публичная лекция доктора физико-математических наук, член-корреспондента РАН, заведующего лабораторией прикладного анализа Института математики им. С.Л. Соболева Сибирского отделения Российской академии наук Андрея Юрьевича Веснина. Обсуждение проходило под достаточно сложным на первый взгляд названием: «Заузленные объекты в трехмерном пространстве: от математической теории к приложениям».

Начать лекцию спикер решил с определения ключевого понятия «узел», что интерпретируется как вложение окружности в трехмерное пространство (для понимания – представьте, к примеру, узел из шнурков на ботинках, завязанный так, чтобы концы были соединены друг с другом). После чего перешел непосредственно к рассмотрению важных аспектов «заузленных объектов» (эквивалентность узлов, изотопия и т.д.). И для внесения особой ясности в свой рассказ Андреем Юрьевичем были разобраны конкретные примеры и теоремы, что позволило слушателям более подробно углубиться в изучение поднятой проблематики. Как выяснилось, теория узлов важна во многих областях теоретической и экспериментальной физики, химии, в биологии при исследовании ДНК и т.д.

Помимо этого, аудитории были предложены отдельные исторические факты, связанные с исследованием узлов. Можно было услышать фамилии таких великих ученых, как Петер Тейт, Йоган Листинг, Курт Рейдемейстер и другие. Что немаловажно, профессор уделил внимание и новым направлениям исследований ТГУ в области теории узлов.

Присутствовали на лекции и студенты кафедры социальных коммуникаций. Милана Бандурова, студентка 2 курса, поделилась своими впечатлениями по итогам состоявшегося обсуждения:

— Насколько легко воспринимать и понимать лекцию по математическим теориям и приложениям студенту факультета психологии?

— Знаете, когда я впервые увидела название лекции, то ожидала, что будут исключительно математические формулы. Поэтому была приятно удивлена, когда спикер начал использовать сравнения с какими-то близкими, понятными предметами и явлениями. Особенно мне запомнились такие вещи, как картина французского живописца Жана-Симона Бартелеми «Александр Македонский рассекает Гордиев узел» (1767 год), морские узлы и репликация ДНК. Но, даже учитывая это, мне было достаточно нелегко понимать все детали, потому что Андрей Юрьевич оперировал сложной математической терминологией. Ведь я — чистый гуманитарий.

—  Чтобы ты особенно выделила из всей лекции?

— Я бы хотела обратить внимание на подробный разбор примеров. Потому что если что-то не улавливалось на слух и в целом было непонятно, то это можно было посмотреть на конкретных примерах. Что приводило к достижению определенного уровня ясности.

— Как ты думаешь, полученная информация может пригодиться тебе в будущем?

— Сложно, конечно, предугадать, что именно понадобится в будущем. Но, даже если я и не смогу ее применить, то в любом случае это неплохое расширение собственного кругозора. Что, по моему мнению, очень ценно.

 

Екатерина Устинова (текст),

студентка группы 20607

Сергей Голещихин (фото),

студент группы 20607.

Поделиться в соцсетях