“Я без ума от своей работы!” Серия интервью с профессионалами в сфере PR и рекламы — Кафедра социальных коммуникаций


“Я без ума от своей работы!” Серия интервью с профессионалами в сфере PR и рекламы

Поиск «работы мечты» –  это тренд последних лет. У каждого из нас свое понимание этого выражения. Для кого-то “работа мечты” – это руководящая должность в одной из самых лучших компаний, для кого-то –  работа на грани с героизмом, полная самоотверженность, для кого-то –  свобода самовыражения и творческая самореализация.  Среди людей бытует мнение, что работа мечты –  это деятельность, от которой получаешь и моральное, и материальное удовлетворение, когда работа позволяет вести такой образ жизни, который приносит только радость. Например, совмещая путешествие и работу. Героиня нашего интервью смогла найти среди профессий в сфере PR и рекламы такую, в которой можно совместить высокий доход, мобильность, гибкий график и перспективу нескончаемого саморазвития.

Своей историей с нами поделилась Алина Орлова, выпускница 2016 года кафедры социальных коммуникаций ФП НИ ТГУ (магистратура “Реклама и связи с общественностью”). SMM-специалист. Проектный менеджер SMM-консалтинг «Put In».

Кто вы по профессии, и каковы ваши профессиональные обязанности?

Моя работа – моя жизнь. Я никогда не думала, что можно так сильно быть увлеченным своим делом.

В широком смысле, я SMM-специалист. Теоретически и практически знаю все о продвижении малого бизнеса в социальных сетях. На данный  момент я сегментировалась и занимаюсь только копирайтингом.

Я работаю сама на себя. То есть самостоятельно, с помощью таргета, ищу себе клиентов, анализирую их сообщества, даю рекомендации, говорю о плюсах и минусах их контента, предлагаю свои услуги. От контент-плана до ведения сообщества под ключ.

Мне больше нравится работать с детскими проектами. Продажа детских вещей/аренда игрушек/детские сады/развивающие занятия и т.д. К этому направлению я пришла после работы с крупнейшей российской фабрикой детских игрушек Мякиши. Мы сотрудничали полгода, и я поняла, что с детскими проектами работать интересно, уютно как-то. Поэтому совсем недавно я покинула коммерческие проекты, которые не связаны с детьми и начала все с нуля.

Что входит в мои обязанности? Если говорить «рабочим» языком — то создание контент-плана и постинг. Но на самом деле я стараюсь создать особенный мир для родителей, чтобы они хотели заходить в сообщество, делились мыслями и эмоциями, формировали положительное отношение к товару/продукту. Я не люблю чистые коммерческие сообщества. Вот, например, продает организация детские кровати. Заходишь в сообщество — а там только кровати и кровати. А как же информация о том, как приучить ребенка к режиму? А как же обмен опытом других мам, как они укладывают своих детей? А детские потешки и сказки на ночь? Я люблю, когда сообщество становится живое, яркое и настоящее. Вот этот процесс перехода от серости и скуки до признания мам-подписчиц о том, что информация была полезна — и есть мои обязанности.

Важно, контент не продает сам по себе без дополнительных средств продвижения, а увеличивает активность и формирует лояльность. Ну и, конечно, живое сообщество в приоритете у умной ленты Вконтакте. Поэтому очень важно отличаться от других. Я очень редко копирую чужой контент. Я считаю, что это не этично и бесполезно. Поэтому приходится много читать книг о детской психологии/воспитании, чтобы создавать уникальные материалы. Со временем хочу найти детского психолога, чтобы он занимался написанием таких постов.

А с чего стартовала ваша карьера?

Наверное, с поступления на кафедру социальных коммуникаций, если мыслить широко. А если говорить о работе, то я поздно к этому пришла.

Во время учебы на бакалавриате «Реклама и связи с общественностью» в ТГУ я хотела изменить мир и помочь всем благотворительным сообществам. Отсюда началось мое положительное отношение к социальным сетям и их возможностям. Но я долго не могла найти себя и понять, что я хочу делать.

Поступила в магистратуру, оттягивая время взрослой жизни;) Вот в этот момент все и началось. На втором курсе я познакомилась с ребятами из (тогда еще) SMM-агентства Put In. Сейчас это консалтинговое агентство. Они искали контент-менеджера. Делала им три поста в день, помогала иногда с другими проектами. Затем попробовала себя в роли проектного менеджмента. Было очень интересно погрузиться в новую для себя сферу! Я поняла, что фактически ничего не знаю о продвижении в социальных сетях, тогда это все было новым, только появлялось. Того, что давали всем, на общих занятиях по социальным медиа, было не достаточно. Пришлось многое осваивать самостоятельно. Проектный менеджер должен был знать все, общаться с клиентами и сотрудниками. Так потихоньку, на практике, всему и научилась. Затем стала брать проекты на ведение контента. Первый, второй, третий и дальше все само как-то закрутилось. Почему именно контент, а не таргет, например? Не знаю. Контент более творческий, более свободный. Потом решила рискнуть и искать клиентов самостоятельно. Все получилось, и теперь я сама себе и начальство, и исполнитель.

За что вы любите свою профессию?

За свободу. В плане отсутствия рамок, на которые так любят жаловаться многие. Я об офисных буднях, двух выходных в неделю и дресс-коде.

За то, что можно работать в любой точке мира, имея только ноутбук и Wi-Fi. Именно поэтому я переехала (сейчас живу в Черногории) и планирую путешествовать дальше.

За многообразие. Моя работа предполагает, что нужно постоянно читать, слушать подкасты, в общем, узнавать новое, как в сфере SMM, так и в тех направлениях, по которым ведутся проекты. Сейчас это все, что касается детей. А раньше знала даже и о различии машинных масел, так как вела сообщество по продаже автомасел.

За то, что сам принимаешь решения. Можно сделать работу на две недели вперед и отдыхать, а можно работать по несколько часов в день. Все, как хочется только тебе.

Какие качества могут помочь SMM-специалисту в его работе?

Спокойствие, спокойствие и только спокойствие. Приходится общаться с разными людьми. Не всегда встречаются образованные и адекватные. Иногда читаю претензии, что не хочу сделать большую скидку в ведении для детского клуба в Донбассе. Или вот, недавно, должна была начать вести сообщество, а клиентка отказалась давать администраторские права в сообществе, с фразой о том, что муж не разрешил. Тут главное вдох-выдох, улыбнуться и пожелать успехов. Ну и что, что ты потратила 8 часов времени на написание постов для них? Мнение мужа – это важно.

Уважение. Уважение к другой точке зрения. Не всегда будет так, как вы планируете. Вот, например, такой случай из моей профессиональной практики. Я сотрудничала с крупной мебельной организацией. Кровати/диваны для детей. Все было хорошо, сообщество стало невероятно живым! Я планировала выйти с этим сообществом на метку Прометея ВК. Но тут руководство сходило на семинар другого специалиста и все. Они приняли решение действовать, как сказал их “авторитет”. А он советовал коммерческим сообществам делать больше информации о себе. Никакие мои попытки вразумить их не сработали. Фразы о том, что практически все, что мы пишем и есть информация о нас. О нас, как о специалистах не только в кроватях, но и в детях в целом. Руководство сказало все, достаточно тут болтовни, будем писать только о кроватях! А я, деточка, еще не доросла, чтобы говорить, что делать. Из проекта я ушла, но периодически смотрю на результаты. Хотите узнать, что сейчас там? А ничего. Писали только о кроватях, активность упала, вернулись сейчас к тому ведению, которое было при мне. И приятно и нет одновременно. Тут важно вовремя принять позицию клиента. Не принимать на свой счет.

Как вы думаете, будет ли также востребована ваша профессия в будущем?

Думаю, да. Процесс купли-продажи был и будет всегда. А я – посредник между этими сторонами. Но я не планирую, конечно, заниматься этим всю жизнь. Я люблю свою работу, но мне сложно представить, что мне уже 45, а я до сих пор пишу тексты в сообществе. Поэтому важно понять, сколько у тебя еще есть времени и возможностей, и что нужно сделать, чтобы не думать о финансовой стороне.

А вообще будет другое время. Я очень хочу жить в мире из сериала «Черное зеркало». И, конечно, специалисты нашей сферы будут востребованы. Может быть не в качестве помощника по продвижению и может быть не в сфере PR. Но мы те люди, чью работу нельзя на 100% автоматизировать. Мы очень быстро адаптируемся и обучаемся. Поэтому в мире технологий и виртуального пространства мы точно найдем себе место.

Ваш кумир, человек, у которого вы многому научились?

Я бы не сказала, что человек, у которого я многому научилась является кумиром. Учителем, возможно. Но этого человека нет. Каждый клиент, каждое сообщество, каждый коллега дал частичку знаний. Опыт – вот лучше учитель. А кумир? Тоже нет. Я визуализирую свою жизнь в будущем и стремлюсь к этому идеалу. Если я скажу, что я сама себе кумир – это чересчур?

Что бы вы сказали тем, кто захочет строить карьеру в сфере PR и рекламы?

Наверное, нужно понять, твое это или нет. Именно поэтому я бы хотела сказать всем родителям, чьи дети будут поступать в университет: Пожалуйста, отстаньте от детей! Красный диплом нужен вам, а не ему в будущем! Дайте человеку время понять – кто он и чем хочет заниматься. Пусть год поработает где-то и подумает о жизни. А потом уже идет целенаправленно и подает документы.

Несмотря на то, что сфера PR и рекламы просто невероятных размеров – нужно найти то, что приносит тебе удовольствие. То, что интересно. Поэтому не бояться пробовать себя в разных ролях – от оператора до преподавателя.

Самообразование. Я, к сожалению, поздно к этому пришла. И ограничивалась только той литературой, которую задавали. А ведь нужно мыслить шире, больше читать, больше общаться с окружением, которое лучше тебя, выше. Так можно научиться стремиться к лучшему. Проходить различные онлайн курсы, смотреть вебинары.

Читать. Это нужно, если хотите писать тексты. Что угодно – от художественной до специализированной литературы. Начинаешь чувствовать силу слова сильнее и глубже.

Четко понимать, какая у вас цель. Если карьера и стабильность – лучше идти в реальную организацию. С социальным пакетом и обязанностями. В онлайн мире есть деньги, но сейчас не все хорошо. Потому что много людей, которые провели одну рекламную кампанию и теперь думают, что могут учить других. Много фальшивых специалистов. Достаточно грязи. Но если хочется свободы, путешествий и ухода от стереотипов – то вам в виртуальность.

Вера в себя. Это важно. Особенно, если примете решения работать на себя. Не верите вы – не поверит никто.

 

Интервью провела Анастасия Новикова,

студентка 2 курса бакалавриата «Реклама и связи с общественностью» ФП НИ ТГУ.

[TheChamp-Sharing title="Поделиться в соцсетях"]