Глухов Андрей Петрович — Кафедра социальных коммуникаций


Доцент кафедры социальных коммуникаций ФП НИ ТГУ, кандидат философских наук, доцент;

Заведующий лабораторией киберсоциализации и формирования цифровой образовательной среды Института развития педагогического образования ТГПУ;

Ведущий эксперт лаборатории инноваций в образовании Института образования НИУ ВШЭ.

 

«Андрей Петрович: от первого лица» https://www.youtube.com/watch?v=_uQFuuIbvNs

 

 

 

Образование и научная подготовка:

  • Томский государственный университет, специальность «Философия» — 1994;
  • Томский государственный университет, очная аспирантура по социальной философии 1996 – 2000;
  • Защита кандидатской диссертации по проблеме социального неравенства, присуждение степени кандидата философских наук – 2002.

 

Повышение квалификации, стажировки:

  • Программа «Проектирование и реализация образовательной деятельности в области дисциплин Реклама и связи с общественностью при переходе на ФГОС ВО 3++»(ТГПУ, октябрь 2018 года, 108 часов);
  • Программа «Противодействие коррупции» (ТГПУ, январь 2019, 16 часов)., рег. номер:107.
  • Программа «Возможности информационно-коммуникационных технологий для эффективного функционирования электронной информационно-образовательной среды вуза» (ТГПУ, май 2019, 108 часов)., рег. номер:1571.
  • Программа «Обучение оказанию первой помощи» (ТГПУ, май 2019, 16 часов), рег. номер:1738.
  • Программа «Экономика образовательной организации в современных условиях» (ТГПУ, ноябрь 2019, 16 часов), рег. номер:1738.
  • Программа «Менеджмент организации в условиях ФГОС. Специфика принятия управленческих решений» (ТГПУ, ноябрь 2019, 108 часов), рег. номер: 185.
  • Программа «Разработка стратегии развития педагогического университета в условиях цифровой трансформации  образования» (ТГПУ, декабрь 2019, 36 часов), рег. номер:1451.
  • Программа «Государственное и муниципальное управление. Специфика деятельности государственных и муниципальных служб» (ТГПУ, декабрь 2019, 108 часов), рег. номер: 1016.
  • Программа «Разработка VR-решений для учебно-производственных задач» (АНО «Кванториум», Набережные Челны; Университет 20.35, ноябрь 2020 года; 72 часа);
  • Программа «Введение в искуственный интеллект» (Coursera; ТГУ), январь 2021;
  • Программа «Introduction to XR: VR, AR, and MR Foundations» (Coursera; Unity), февраль 2021.

 

Профессиональная переподготовка:

  • Программа «Методы и технологии рекламы и связей с общественностью», Национальный исследовательский Томский государственный университет, 18.06.2018-31.10.2018 (302 часа), рег. номер: 18-20.88-01;
  • Программа «Педагогика и психология образования», Томский государственный педагогический университет, 01.09.2022-10.05.2023 (504 часа), рег. номер: 46.

 

Профессиональная деятельность:

  • Томский государственный педагогический университет (ТГПУ), кафедра рекламы и связей с общественностью: 2009 – 2018;
  • Томский государственный университет, кафедра связей с общественностью (ныне – кафедра социальных коммуникаций): с 2007 по настоящее время;
  • Заведующий научно-исследовательской Лаборатории киберсоциализации и формирования цифровой образовательной среды (КФЦОС) ТГПУ: с 2020 по настоящее время;
  • Томский государственный педагогический университет (ТГПУ), кафедра педагогики и управления образованием с 2021 по настоящее время.

 

Учебные курсы в ТГУ:

  • «Бренд города: лучшие мировые практики» (магистратура);
  • «Социология массовых коммуникаций» (бакалавриат);
  • «Основы медиапланирования» (бакалавриат);
  • «Социальные сети в медиа, бизнесе, рекрутинге и образовании» (бакалавриат).

 

Участие в научных проектах, поддержанных грантами:

Руководитель:

  • Цифровая грамотность: операционализация и мониторинг в региональной системе общего и среднего профессионального образования (РНФ, а-р, № 22-28-20001, 2022-2023);
  • Культура сетевых полупубличных коммуникаций цифрового поколения (РФФИ, а, № 18-011-00225, 2018-2020);
  • Виртуальная этнонациональная идентичность мигранта в зеркале российских социальных сетей (РГНФ, а, № 15-03-00300, 2015-2017);
  • От симпатии к лайкингу, от любви к вирту, от дружбы к френдингу, от вражды к троллингу, от приверженности к фолловингу: региональный аспект трансформации фреймов межличностной коммуникации в виртуальном пространстве социальных сетей (на материале анализа коммуникаций нового сетевого поколения студенческой молодежи г. Томска) (РГНФ, а_р, № 16-13-70004, 2016-2017).

Исполнитель:

  • Рынок цифровых платформ: сценарии преодоления потребительского сопротивления цифровизации (РФФИ, а, №19-010-00352, 2019-2020);
  • Социокультурные факторы новой индустриальной модернизации в регионах (на материалах исследований в Томской области) (РГНФ, а_р), № 15-03-00366, 2015-2017);
  • Социологический анализ межэтнических отношений в Томской области (РФФИ, а_р №17-13-70005, 2017-2018);
  • Проект организации Международной молодежной научной школы «Междисциплинарные исследования: новые форматы и направления в полиэтнокультурном образовательном пространстве» (РФФИ, мол_г, № 18-313-10021, 2018);
  • 2024: прогнозирование политического выбора молодых избирателей (РФФИ, 21-011-31891 опн, 2021);
  • Исследование трансформации институционального дизайна российской образовательно-инновационной системы в условиях постпандемической реальности: экосистемный анализ и картографирование ландшафта (РНФ, № 22-18-00687, 2022-2024);
  • Психолого-педагогическое сопровождение семьи и педагогов в сфере обеспечения безопасности и благополучия детства (Госзадание МинПросвещения, QZOY-2023-0004, 2023);
  • Использование образовательного потенциала артпедагогики для развития практик гражданско-патриотического воспитания школьников, включая цифровые форматы (Госзадание МинПросвещения, 2023);
  • Социальное пространство 4.0 как фактор высокого качества жизни человека цифровой эпохи: конкурс им. Д.И. Менделеева, ТГУ, 2018-2020.

В 2015 г. руководил научно-исследовательским проектом по теме «Исследование восприятия ЗАО «НПФ «Микран» как работодателя целевой группы» по заказу компании НПФ «Микран» (г. Томск).

В 2015-2016 гг. по итогам участия во II-ом и III-ем внутриуниверситетских конкурсах по отбору педагогических сценариев открытых онлайн-курсов в формате МООК руководил проектированием, разработкой курса «Ловцы человеков: социальные сети в медиа, бизнесе, рекрутинге и образовании» и специализации (4 курса) «SMM-проект: бизнес в сетях», участвовал в съемках и публикации их на онлайн-платформе «Courcera» (https://www.coursera.org/).

 

Участие в других проектах:

Координатор от ТГПУ в конкурсе партнерских проектов «Зеркальные лаборатории» Высшей школы экономики с проектом «AI в образовании (AIED): условия реализации и потенциал трансформации» (2023-2025).

 

Награды:

В 2007, 2011 гг. Андрей Петрович становился  Лауреатом конкурса Томской области в сфере образования, науки, здравоохранения и культуры: За высокие достижения в сфере образования и науки, способствующие укреплению престижа Томского научно-образовательного комплекса в стране и во всем мире, в 2016 г. – Лауреатом премии Томского государственного университета за высокие достижения в науке, образовании, развитии электронного обучения, литературе и искусстве (номинация «За высокие достижения в развитии электронного обучения»).

 

Профессиональные и научные интересы:

Социальная философия; виртуальные социальные коммуникации; этносоциология, виртуальные диаспоры, цифровая грамотность обучающихся, инновационно-образовательный ландшафт, искусственный интеллект в образовании

 

Научные публикации (избранное):

  • Витченко Н.Н., Глухов А.П., Турутина Е.С. Формирование этнической, национальной и гражданской идентичности в поликультурной среде российской школы. — Томск: Изд-во ТГПУ, 2007. – 192 с.
    2. Глухов А.П., Турутина Е.С., Шевченко Н.Н.  Российская телевизионная реклама: реконструкция национальной идентичности. — Томск: Изд-во ТГПУ, 2008. – 280 с.
  • А.П. Глухов, Л.В. Ахметова, М.Н. Бычкова, И.В. Гужова, И.П. Кужелева-Саган, С.С. Носова, Г.А. Окушова, Ю.М. Стаховская. «Цифровые диаспоры» мигрантов из Центральной Азии: виртуальная сетевая организация, дискурс «воображаемого сообщества» и конкуренция идентичностей : коллективная монография / науч. ред. И.П. Кужелева-Саган. – Томск: Издательский Дом Томского государственного университета, 2016. – 170 с.
  • Кужелева-Саган И.П., Глухов А.П., Булатова Т.А., Бычкова М.Н., Гужова И.В., Носова и др.Культура сетевых коммуникаций цифрового поколения: ресоциализация отношений и доместикация социальных медиа: коллективная монография / науч. ред. А.П. Глухов – Томск: Издательский Дом Томского государственного университета, 2018. – 205 с.
  • Образовательная миграция. Школы, вузы, музеи России как агенты адаптации и интеграции / Н. Л. Антонова, А. Ю. Борзова, Т. А. Булатова [и др.]. – Томск : Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2019. – 248 с. – ISBN 978-5-7511-2569-1. – DOI 10.17223/978-5-7511-2569-1. – EDN WMMQWX.
  • Глухов А.П., Бычкова М.Н., Гужова И.В., Окушова Г.А., Стаховская Ю.М. Культура сетевых коммуникаций и цифровая грамотность / / науч. ред. А.П. Глухов – Томск: Издательский Дом Томского государственного университета, 2019. – 106 с.
  • Глухов А.П., Бычкова М.Н., Гужова И.В., Окушова Г.А., Стаховская Ю.М. Социально-сетевая цифровая коммуникативная культура молодежи: коллективная монография / науч. ред. П.А. Глухов. – Томск : Издательство Томского государственного университета, 2020. – 142 с.
  • А.П. Глухов., А.С. Ли, И.Г. Соломина, О.С. Камнева. Цифровая грамотность в системе общего и среднего профессионального образования: конфигурация, состояние, разрывы, вызовы : монография [Электронный ресурс] / А.П. Глухов, А.С. Ли, И.Г. Соломина, О.С. Камнева ; науч. ред. А.П. Глухов. – Томск : Издательство Томского государственного педагогического университета, 2023. – 161 с.

Сборники материалов исследования:

  1. Витченко Н.Н., Глухов А.П., Турутина Е.С. Российская средняя школа как площадка межэтнической интеграции (на опыте Богашевской средней общеобразовательной школы им. А. И. Федорова). — Томск: Изд-во ТГПУ, 2006. – 270 с.
  2. Витченко Н.Н., Глухов А.П., Турутина Е.С. и др. Стратегии презентации образа страны в зеркале коммерческой и социальной телевизионной рекламы (сборник материалов исследования)-Томск: Изд-во ТГПУ, 2007. – 102 с.
  3. А.П. Глухов, Л.В. Ахметова, М.Н. Бычкова, И.В. Гужова, С.С. Носова, Г.А. Окушова, Ю.М. Стаховская. Социальные сети как площадка этнической коммуникации и средство предписания этнонациональной идентичности (сборник материалов исследования). – Томск : Издательский Дом Томского государственного университета, 2015. – 126 с.
  4. А.П. Глухов, Т.А. Булатова, М.Н. Бычкова, М.И. Василец, И.В. Гужова, И.П. Кужелева-Саган, С.С. Носова, Г.А. Окушова, Д.И. Спичева. Социальные сети как площадка организации межличностных коммуникаций и перформанса идентичности цифрового поколения: сборник материалов исследования / науч. ред. И.П. Кужелева-Саган. – Томск : Издательский Дом Томского государственного университета, 2016. – 112 с.
  5. А.П. Глухов, А. В. Филькина, Камнева О.С., И.Г. Соломина Концепция цифровой грамотности в системе общего и среднего профессионального образования: уровни, структура, возрастная динамика (сборник материалов исследования) [Электронный ресурс] / науч. ред. А. П. Глухов. – Томск : Издательство ТГПУ, 2023.– 82 с.

Статьи в журналах ВАК:

  • Глухов, А. П. Цифровая грамотность школьников: профили и эволюция / А. П. Глухов // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2023. – № 2(226). – С. 101-110. – DOI 10.23951/1609-624X-2023-2-101-110. – EDN VKYANZ.
  • Глухов А.П. Интервенция электронных образовательных платформ в российскую систему образования: экосистемный подход / А. П. Глухов, А. А. Андреева, М. Ю. Гурин, Д. О. Королева // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. – 2023. – № 74. – С. 176-189. – DOI 10.17223/1998863X/74/16. – EDN LRKXMR.
  • Глухов А.П., Соломина И.Г. Факторы киберсоциализации и цифровая грамотность обучающихся/ А. П. Глухов, И.Г. Соломина // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. – 2024 (в печати).
  • Глухов А.П., А. С. Ли, Соломина И.Г. Мониторинг уровней и профилей цифровой грамотности обучающихся в региональной системе образования: анализ цифровых разрывов / А. П. Глухов, А. С. Ли, И. Г. Соломина // Перспективы науки и образования, 6(66), 2023. С. 532-548.
  • Глухов, А. П. Проблема цифрового неравенства и цифровая грамотность обучающихся / А. П. Глухов, А. С. Ли, И. Г. Соломина // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2023. – Т. 12, № 3(44). – С. 21-25. – DOI 10.57145/27128474_2023_12_03_04. – EDN MUFQUO.
  • Глухов, А. П. Цифровые разрывы в цифровой грамотности обучающихся: роль школы и неформальных агентов киберсоциализации / А. П. Глухов, И. Г. Соломина, А. С. Ли // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек в современном мире. – 2023. – № 4. – С. 35-45. – DOI 10.18137/RNU.V925X.23.04.P.035. – EDN PVFZPI.
  • Ананченко, А. Б. Особенности гражданского мировоззрения молодежи Ростовской области: ценностный профиль и специфика политического поведения / А. Б. Ананченко, А. П. Глухов, Е. Р. Никулин // Вопросы национальных и федеративных отношений. – 2022. – Т. 12, № 1(82). – С. 117-127. – DOI 10.35775/PSI.2022.82.1.013. – EDN VTIALQ.
  • Ананченко, А. Б. Политические молодежные треки: образы будущего, политический активизм, лояльность и протест (на опыте Западно-Сибирского региона) / А. Б. Ананченко, А. П. Глухов // Вопросы национальных и федеративных отношений. – 2022. – Т. 12, № 1(82). – С. 134-146. – DOI 10.35775/PSI.2022.82.1.015. – EDN UPMRSL.
  • Глухов, А. П. Цифровая грамотность педагогов: концептуализация и мониторинг / А. П. Глухов, О. С. Камнева, И. Г. Соломина // Научно-педагогическое обозрение. – 2022. – № 5(45). – С. 39-47. – DOI 10.23951/2307-6127-2022-5-39-47. – EDN DHDKJY.
  • Глухов, А. П. Цифровой разрыв в фокусе межпоколенческой коммуникации / А. П. Глухов, Ю. М. Стаховская // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. – 2021. – № 59. – С. 148-155. – DOI 10.17223/1998863X/59/14. – EDN CHOFHR.
  • Глухов, А. П. Цифровой разрыв в фокусе межпоколенческой коммуникации / А. П. Глухов, Ю. М. Стаховская // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. – 2021. – № 59. – С. 148-155. – DOI 10.17223/1998863X/59/14. – EDN CHOFHR.
  • Glukhov, A. P. social network digital literacy / A. P. Glukhov, Yu. M. Stakhovskaya // Dynamics of Media Systems. – 2021. – No. 1. – P. 41-49. – EDN RMGUNJ.
  • Глухов, А. П. Менеджмент и ресоциализация межличностных отношений молодежи в социальных сетях / А. П. Глухов // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2020. – Т. 23, № 1. – С. 89-124. – DOI 10.31119/jssa.2020.23.1.4. – EDN RDOAOU.
  • Рыжкова, М. В. Готовность российских потребителей к технологиям будущего: апробация методики оценки готовности к цифровым инновациям / М. В. Рыжкова, А. П. Глухов, Е. Н. Соболева // Вестник Томского государственного университета. Экономика. – 2020. – № 52. – С. 32-52. – DOI 10.17223/19988648/52/2. – EDN UBAYDS.
  • Глухов, А. П. Социально-сетевая коммуникативная компетентность как элемент цифровой грамотности поколения Z / А. П. Глухов // Научно-педагогическое обозрение. – 2020. – № 1(29). – С. 129-136. – DOI 10.23951/2307-6127-2020-1-129-137. – EDN VJPZXV.
  • Глухов, А. П. Социально-сетевая цифровая грамотность: к обоснованию концепции / А. П. Глухов // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2020. – Т. 30, № 4. – С. 380-389. – DOI 10.35634/2412-9550-2020-30-4-380-389. – EDN ERIQPY.
  • Рыжкова, М. В. Сопротивление цифровизации разных сегментов конечных потребителей цифровых платформ: результаты эмпирического исследования / М. В. Рыжкова, А. П. Глухов // Известия Байкальского государственного университета. – 2020. – Т. 30, № 4. – С. 522-531. – DOI 10.17150/2500-2759.2020.30(4).522-531. – EDN PCZMUB.
  • Ryzhkova, M. Consumer Resistance to Digitalization on the Digital Platform Market: Preliminary Analysis / M. Ryzhkova, A. Glukhov // Springer Proceedings in Business and Economics : 15th, Tomsk, 24–27 апреля 2018 года. – Tomsk, 2019. – P. 113-128. – DOI 10.1007/978-3-030-26284-6_11. – EDN EHHAXT.
  • Булатова, Т. А. Факторы привлечения образовательных мигрантов (на примере сибирских вузов) / Т. А. Булатова, А. П. Глухов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. – 2019. – Т. 19, № 1. – С. 40-52. – DOI 10.22363/2313-2272-2019-19-1-40-52. – EDN YXEHRB.
  • Глухов, А. П. Культура управления коммуникациями в социальных медиа как элемент «цифровой грамотности» / А. П. Глухов // Социологические исследования. – 2019. – № 5. – С. 110-118. – DOI 10.31857/S013216250004965-4. – EDN ZSHYLB.
  • Глухов, А. П. Доместикация социальных медиа и ресоциализация межличностных отношений / А. П. Глухов // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. – 2019. – № 47. – С. 149-157. – DOI 10.17223/1998863X/47/16. – EDN OLRYLZ.
  • Глухов, А. П. Цифровая грамотность поколения Z: социально-сетевой ракурс / А. П. Глухов // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. – 2019. – № 52. – С. 126-137. – DOI 10.17223/1998863X/52/13. – EDN JDBZPG.
  • Глухов, А. П. Влияние сопротивления цифровизации на процесс диффузии цифровых платформенных решений / А. П. Глухов // Вестник Томского государственного университета. Экономика. – 2019. – № 48. – С. 57-82. – DOI 10.17223/19988648/48/6. – EDN NRSNTZ.
  • Глухов, А. П. Образовательный экспорт в системе высшего образования: кейс томских вузов / А. П. Глухов // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2018. – № 7(196). – С. 142-148. – DOI 10.23951/1609-624X-2018-7-142-148. – EDN YMJXML.
  • Булатова, Т. А. Состояние межэтнических отношений в Томске в оценке образовательных мигрантов / Т. А. Булатова, А. П. Глухов // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. – 2018. – № 43. – С. 117-124. – DOI 10.17223/1998863X/43/11. – EDN XWEBOX.
  • Глухов, А. П. Особенности культуры виртуальных коммуникаций поколения Z: менеджмент режимов коммуникации / А. П. Глухов // Знак: проблемное поле медиаобразования. – 2018. – № 4(30). – С. 157-166. – EDN YPMTZZ.
  • Глухов, А. П. Цифровое поколение: культура управления межличностными коммуникациями в социальных сетях / А. П. Глухов // Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. – 2018. – № 25. – С. 74-77. – EDN YRJLBZ.
  • Глухов, А. П. Состояние межэтнических отношений в Томске в зеркале онлайн-опроса / А. П. Глухов // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. – 2018. – № 4. – С. 45-49. – EDN YTICAH.
  • Glukhov, A. P. Construction of national identity through a social network: a case study of ethnic networks of immigrants to Russia from Central Asia / A. P. Glukhov // AI & Society. – 2017. – Vol. 32, No. 1. – P. 101-108. – DOI 10.1007/s00146-016-0644-9. – EDN YUVCCZ.
  • Глухов, А. П. Качество жизни: региональный аспект социокультурной составляющей модернизации / А. П. Глухов, Т. А. Булатова // Философские науки. – 2017. – № 3. – С. 86-101. – EDN YQGDTV.
  • Глухов, А. П. Российские мигранты из стран Центральной Азии: цифровизация идентичности / А. П. Глухов, Г. А. Окушова // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. – 2017. – № 37. – С. 139-161. – DOI 10.17223/1998863X/37/15. – EDN YLECRV.
  • Глухов, А. П. Социальные сети как инфраструктура межличностного общения: трансформация и диффузия фреймов коммуникации (кейс томских студентов) / А. П. Глухов, Т. А. Булатова // Siberian Socium. – 2017. – Т. 1, № 2. – С. 82-96. – DOI 10.21684/2587-8484-2017-1-2-82-96. – EDN VQPOTG.