«Я ответственна за то, чтобы обеспечить соответствие бренда целям и ценностям организации на каждом этапе и уровне. Я называю себя человеком-оркестром, который охватывает все сферы компании».
Замечали ли вы, что успешные компании узнаваемы, имеют уникальный образ, который выделяется на рынке и привлекает внимание потребителей? За всем этим стоит работа бренд-менеджера: именно он продвигает и развивает бренд компании. Его цель в том, чтобы люди получали положительные эмоции от взаимодействия с брендом.
Одной из наиболее интересных сфер бренд-менеджмента считается fashion-индустрия. Даже в небольшом Томске есть возможность развиваться в этом направлении, ведь с профессией бренд-менеджера связаны и смежные позиции: бренд-дизайнер, менеджер по развитию HR-бренда и бренд-менеджер пространств, территорий. Да-да, бренды есть и у регионов, у стран и т.д.
Предлагаем узнать об этой профессии из нашего интервью с бренд-менеджером томского ЦУМа. Алина Борисоглебская занимает эту должность уже третий год, поэтому как никто другой может рассказать о том, кто такой бренд-менеджер, чем он занимается, какие навыки и знания ему требуются.
— Расскажи, пожалуйста, как ты попала в бренд-менеджмент? Каков был твой путь? С чего все начиналось?
— Еще в университете моя подруга предложила мне поработать в ЦУМе консультантом в отделе мужской одежды. На этом этапе я узнала многое о брендах и преодолела страх общения с людьми. Потом мой руководитель предложил мне стать его помощником и перейти в офис. Заняв новую должность, я уже начала выполнять некоторые обязанности бренд-менеджера: стала заниматься маркетингом, делать заказы одежды и обуви онлайн и на месте, в командировках. А когда мой руководитель ушёл, меня назначили бренд-менеджером женского направления.
— Какие профессиональные качества важны в твоей профессии?
— Могу сказать, что важно уметь работать в режиме многозадачности и выполнять все вовремя. Часто бывают и ситуации, в которых нужно быстро принимать решения и, конечно, нести за них ответственность. А еще, работа бренд-менеджером – большое испытание на стрессоустойчивость.
Также необходимо владеть коммуникативными навыками. Нужно эффективно общаться с различными заинтересованными сторонами, с клиентами, поставщиками и т.д., уметь работать в команде и вести переговоры.
— Здорово, что ты отметила именно эти качества, ведь, у нас на «Рекламе и связях с общественностью» в ТГУ есть множество дисциплин, которые помогут развить коммуникативные навыки, например, «Коммуникативная компетентность», «Профессиональные стандарты в PR и рекламе: деловое общение» и др.
— Еще одна важная профессиональная составляющая — это маркетинговые знания. Важно обладать глубокими знаниями в области маркетинга, включая принципы позиционирования бренда, уметь проводить маркетинговые исследования, делать анализ рынка и поведения потребителей.
— Думаю, выпускники нашего направления смогут эффективно работать в сфере бренд-менеджмента, потому что, обучаясь, пройдут объемные курсы «Основы маркетинга», «Брендинг», «Социологические и маркетинговые исследования в рекламе и PR».
—Алина, скажи, пожалуйста, насколько важно быть адаптивным, работая бренд-менеджером?
— Безусловно, быть гибким необходимо для успешной работы. Ведь в каждой сфере постоянно происходят изменения и нужно быть готовым к ним, адаптироваться к новым требованиям и условиям. Менеджер должен быстро реагировать на изменения рынка, конкуренции и потребностей потребителей.
— За что ты отвечаешь как бренд-менеджер?
— Начну с того, что мы занимаемся бизнесом, поэтому моей основной задачей является демонстрация высоких экономических показателей. Как бренд-менеджер, я являюсь связующим звеном между всеми структурами нашей компании, так что я работаю в тесном взаимодействии с отделами маркетинга, кадров, продаж, со складом. Я ответственна за то, чтобы обеспечить соответствие бренда целям и ценностям организации на каждом этапе и уровне. Я называю себя человеком-оркестром, который охватывает все сферы компании.
— Какие дела, задачи ты бы могла отнести к ежедневным?
— Буквально каждый день я анализирую рынок и статистики продаж, корректирую стратегию развития бренда, планирую мероприятия и акции, мониторю обратную связь от покупателей, занимаюсь продвижением: планирую ведение социальных сетей универмага, продумываю концепцию съёмок для рекламных кампаний.
— Расскажи, пожалуйста, о творческой составляющей профессии бренд-менеджера. Для чего и как часто ты используешь творческий, креативный подход?
— Это моя любимая часть работы, здесь я могу реализовывать свой творческий потенциал, организовывая интересные события, проекты и рекламные компании. Чаще всего я использую креативный подход для разработки концепций и идей развития бренда. Большое внимание уделяю визуальной составляющей в целом: от контента в социальных сетях до мерчендайзинга торгового зала. Например, дважды в год я реализую наиболее энергозатратный и трудоёмкий проект – организовываю сезонные съёмки для ЦУМа. Кадры оттуда размещаются не только в универмаге и социальных сетях, но и на фасадах нашего здания. За результат съёмок я несу прямую ответственность, поэтому, конечно, учитываю все аспекты, которые повлияют на успех новой кампании. Так что, творческая часть безусловно влияет на эффективность моей работы.
— Алина, расскажи, пожалуйста, о командировках. Как часто и где они проходят?
— В нашем магазине представлено много брендов, заказами я занимаюсь сама, поэтому часто бываю в командировках. Мне кажется, я езжу в командировки раз в полтора-два месяца. Вообще, 2 раза в год, зимой и летом, проходят большие заказные сессии, поэтому в этот период командировки наиболее продолжительные. Сейчас я езжу в Москву и Санкт-Петербург, но до эпидемиологической и политической ситуации в мире командировки проходили и в Европе.
— Приносит ли профессия бренд-менеджера хороший доход?
— Да, в сфере бренд-менеджмента, работая усердно, старательно и эффективно, можно показывать хорошие результаты и получать за это достойную зарплату.
— Скажи, пожалуйста, кому бы ты могла рекомендовать эту профессию?
— Профессию бренд-менеджера я могла бы порекомендовать тем ребятам, которые умеют работать в режиме мультизадачности. Нужно быть «человеком-оркестром», уметь работать и с аналитикой, и с творческой составляющей — креативить. Также эта профессия подойдет тем, кто умеет мыслить критически и стратегически, владеет лидерскими, коммуникативными навыками, справляется с тайм-менеджментом.
—Алина, спасибо что рассказала о своей профессии! Думаю, сфера бренд-менеджмента стала более понятной и заинтересовала читателей.
Для тех, кто вдохновился интервью, рекомендую подкаст «КОЛЛЕГИ, СРОЧНО НУЖЕН КОЛЛ» о продвижении бизнеса в моде, о маркетинге, с реальными кейсами и инсайтами. Его ведущий Владислав Кулдошин – бренд-директор и основатель агентства по разработке бренд-стратегий и продвижении fashion-брендов. Ранее работал в маркетинге ЦУМа, Saint Laurent, Alexander Terekhov, 12 storeez.
Отмечу, что будущим абитуриентам направления «Реклама и связи с общественностью» очень повезло, ведь у них будет целый модуль дисциплин, по итогам которого они уже в начале 4 курса получат документ с дополнительной квалификацией «бренд-менеджер»! Такая возможность доступна благодаря новой программе базового высшего «Реклама и связи с общественностью: цифровые и сетевые коммуникации» (5 лет), которую кафедра социальных коммуникаций ФП ТГУ совместно с партнерами запускает в сентябре 2024 года.
Автор текста: Ульяна Волкова, студентка 2 курса бакалавриата по направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью» ФП ТГУ.