Заведующая кафедрой социальных коммуникаций факультета психологии Национального исследовательского Томского государственного университета. Доктор философских наук, кандидат педагогических наук, профессор.

Кужелева-Саган Ирина Петровна в 1978г. окончила Томское областное музыкальное училище, в 1980г. — Томский педагогический институт по специальности «Русский язык и литература». С 1978 по 1982 работала концертмейстером Томского областного музыкального училища, с 1982 по 1988 — ассистентом кафедры методики эстетического воспитания Томского педагогического института. В 1988г. поступила в очную аспирантуру при кафедре педагогики и психологии Волгоградского государственного педагогического университета.

В 1991г. защитила кандидатскую диссертацию по проблемам нравственно-эстетического воспитания школьников. В этом же году ей была присвоена ученая степень «кандидат педагогических наук». За успешную научно-исследовательскую работу и внедрение результатов в практику школ Волгограда и Томска ей присвоена квалификация «педагог — исследователь».

С 1991 по 1996г. работала старшим преподавателем, а затем доцентом кафедры русского языка и методики его преподавания Томского государственного педагогического университета. В 1999г. прошла по конкурсу на должность доцента кафедры социальной и гуманитарной психологии Томского государственного университета. С 2002г. по настоящий момент является зав. кафедрой социальных коммуникаций ТГУ (До 2009г. — кафедра связей с общественностью).

В 2003 году была награждена почетной грамотой Министерства образования РФ «за многолетнюю и плодотворную учебно-методическую и научно-исследовательскую работу, вклад в подготовку высококвалифицированных специалистов».

В 2008г. защитила докторскую диссертацию по специальности «Онтология и теория познания» (09.00.01). Тема диссертации: «Онто-гносеологические и философско-методологические основания научного знания о связях с общественностью». В 2009г. присвоена ученая степень «доктор философских наук».
Неоднократно стажировалась в ведущих вузах Москвы и С.-Петербурга. Прошла профессиональную переподготовку по программе «Имиджелогия» в Институте репутационных технологий при Московском государственном университете культуры и искусств (2009-2010гг). http://www.artimage.ru/ В 2010г. – стажировка в университете Пьемонта (Италия); в 2011 – в Стэнфордском университете (Калифорния, США).

Автор около 70 научных публикаций, из них более 40 — по вопросам теории и практики социальных коммуникаций и PR-образования. В 2004г. вышло учебное пособие для студентов и аспирантов «Генезис и история паблик рилейшнз: анализ интерпретаций» (гриф УМО при МГИМО(у) МИД РФ по направлению «Связи с общественностью»), в 2009г. – учебное пособие «Основы теории коммуникации» (в соавторстве) . В ноябре 2009г. комплекс учебных пособий, частью которого являются «Основы теории коммуникации», стал лауреатом Ежегодного международного конкурса признания профессиональных достижений в сфере PR и рекламы, организованного Сибирским отделением РАСО. Коллектив авторов — преподавателей кафедры социальных коммуникаций, получил премию «Золотой Соболь» в номинации «Лучшая образовательная программа по PR».

В 2008г. опубликована монография «Методология реконструкции генезиса паблик рилейшнз»; в 2011г. — монография «Научное знание о связях с общественностью (PR): философский анализ». http://pr.tsu.ru/eng/Publications/http://urss.ru/cgi-bin/db.pl?lang=Ru&blang=ru&page=Book&id=117050
Участвовала в нескольких международных конференциях, среди них: ежегодная международная конференция EUPRIO-2010 (Стреза, Италия, 2010); Международная конференция “Triple Helix IX” (Стэнфордский университет, США, 2011.) http://www.triplehelixconference.org/paper-presenters-gallery/irina-kuzheleva-sagan.html. Тема доклада: «“Up to the HUB”: Humanities networking technology for developing young people’s innovation potential».

Профессиональные и научные интересы на сегодняшний день: философия и методология науки; социальная философия; философия и теория социальных коммуникаций; философия науки и техники; синергетика; семиотика; гуманитарные технологии (High Hume), event-менеджмент, новые медиа, сетевые сообщества (NET-communities).

Учебные курсы: «Введение в специальность «Связи с общественностью»»; «Теория и практика связей с общественностью»; «История паблик рилейшнз»; «Паблик рилейшнз как объект научного познания»; «Управление корпоративным и персональным имиджем»; «Цифровой имидж проекта». В настоящее время разрабатываются курсы: «Психология визуальных коммуникаций»; «Идентификация в электронном пространстве».

С 1992 по 1998 год была президентом томского клуба деловых женщин «Ля Фам». Разработала и провела серию семинаров для женщин-руководителей по вопросам делового имиджа. В 1995 году участвовала в программе приема в Томске французского посла в России, организовывала выставку «Деловая карьера сибирских женщин». С 1999 по 2002 год была консультантом управляющего томским филиалом «Газпромбанк» по связям с общественностью и вопросам корпоративного имиджа. С 2002 года по 2011г. работала советником по связям с общественностью председателя Государственной (ныне Законодательной) Думы Томской области.

С 1995 года — сотрудничество с томскими газетами: опубликовано более 100 газетных статей на общественно-политические и социальные темы, проблемам связей с общественностью и корпоративного имиджа, деловой карьеры («Красное Знамя», «Томский вестник» и др).

С 2000 года и по сегодняшний день является исполнительным директором регионального тура Всероссийского конкурса студенческих работ в области развития связей с общественностью «Хрустальный Апельсин», возглавляет организационный комитет всероссийской научно-практической конференции «Connect-Универсум». http://pr1.tsu.ru/forum/

С 2001г. – президент томской региональной общественной организации «Стратегия успеха». С 2008г. – член Совета Сибирского отделения РАСО; с 2010г. — индивидуальный член Ассоциации европейских университетов и информационных агентств, сотрудничающих в сфере PR (EUPRIO). http://euprio.eu/

Интересы и увлечения: 

Журналистика, имиджмейкинг, Интернет-путешествия, чтение художественной литературы, дизайн офисных и жилых интерьеров, общение с интересными людьми.

Работы, опубликованные в научных журналах ВАК Министерства образования и науки РФ:

  1. Кужелева И.П. Поиск парадигмы профессиональной направленности специалиста по связям с общественностью с позициий пиарологии // Вестник Томского государственного педагогического университета. Сер. «Философия, культурология, история». – Томск, 2002. – № 4. – С. 72–77 (0,6 п.л.).
  2. Кужелева-Саган И.П. Субстанциальный аспект паблик рилейшнз // Вестник Томского государственного педагогического университета. Серия: «Гуманитарные науки: философия, культурология». – Томск, 2004. – № 2(39). – С. 160–162 (0,23 п.л.).
  3. Кужелева-Саган И.П., Беляева К.В. Проблема понятийной сферы паблик рилейшнз // Вестник Томского государственного университета. – Томск, 2005. – № 286. – С. 89–97 (0,98 п.л./0,85).
  4. Кужелева-Саган И.П. Актуальность философской верификации феномена паблик рилейшнз (PR) // Вестник Томского государственного университета. – Томск, 2005. – № 286. – С. 84–89 (0,55 п.л.).
  5. Кужелева-Саган И.П. Актуальность реконструирования генезиса паблик рилейшнз и основания для классификации исторических версий PR // Вестник Южно-Уральского госуниверситета. Сер. «Социально-гуманитарные науки». – 2006. – Вып. 6, № 8(63). – С. 17–20 (0,41 п.л.).
  6. Кужелева-Саган И.П., Носова С.С. Ресурсы теории коммуникативного действия Ю. Хабермаса в понимании механизма сосуществования конкурирующих философских и научных парадигм // Вестник Южно-Уральского госуниверситета. Сер. «Социально-гуманитарные науки». – 2006. – Вып. 6, № 8(63). – С. 142–149 (0,82 п.л./0,7).
  7. Кужелева-Саган И.П. Основные исследовательские парадигмы в сфере коммуникаций: социально-философский аспект // Вестник Томского государственного педагогического университета. Сер. «Гуманитарные науки: философия, культурология». – Томск, 2006. – № 7(58). – С. 106–118 (1,2 п.л.).
  8. Кужелева-Саган И.П. Трансспективная модель пиарологии – новой сферы прикладного социально-гуманитарного знания // Вестник Томского государственного университета. – 2007. – № 304. – С. 39–40 (0, 39 п.л.).
  9. Кужелева-Саган И.П. Особенности американского ПР-образования // Вестник Томского государственного педагогического университета. Сер. «Педагогика». – Томск, 2007. – № 7(70). – С. 141–147 (0,4 п.л.).

Монография:

  1. Кужелева-Саган И.П. Методология реконструкции генезиса паблик рилейшнз. – Томск: Изд-во ТГУ, 2008. – 216 с.
  2. Кужелева-Саган И.П. Научное знание о связях с общественностью (PR): Философский анализ. — М.: Книжный дом «Либроком», 2011. — 464с.

Статьи в других научных сборниках и журналах:

  1. Кужелева И.П. К вопросу о современном состоянии «паблик рилейшнз» как системы научных знаний // Материалы I съезда специалистов Сибири и Дальнего Востока по связям с общественностью. Томск, 12–13 апреля 2001 г. – Томск: Изд-во ООО Компания «Янсон», 2001. – С. 55–59 (0,28 п.л.).
  2. Кужелева И.П. Возможности региональных вузов в подготовке ПР-специалистов для внутреннего рынка (на примере ФП ТГУ) // Материалы I съезда специалистов Сибири и Дальнего Востока по связям с общественностью. Томск, 12–13 апреля 2001 г. – Томск: Изд-во ООО Компания «Янсон», 2001. – С. 60–62 (0,22 п.л.).
  3. Кужелева И.П. Проблемы развития «американской» специальности «Public Relations» в региональных университетах России // Материалы Общероссийской научно-методической конференции «Иностранный язык и иноязычная культура в образовании. Томск, 6–7 декабря 2001 г. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2002. – С. 141–146 (0,4 п.л.).
  4. Кужелева-Саган И.П. Размышления у входа в чужую «гавань» (о проблемах PR-образования) // Советник. – Москва, 2002. – № 3. – С. 34–36 (0,43 п.л.).
  5. Кужелева-Саган И.П. Когда количество перейдет в качество (о перспективах PR-образования в России) // Советник. – Москва, 2002. – №9 – С. 7–12 (0, 2 п.л.).
  6. Кужелева-Саган И.П. Рецептурный бланк для имиджмейкеров (анализ ПР-технологий) // Информационно-аналитический журнал «Томская область»: Управление. Экономика. Политика. – Томск, 2002. – № 1 – С. 55–57 (0,19 п.л.).
  7. Кужелева И.П. «Фундамент» корпоративного банковского имиджа // Организационно-экономические основы банковского менеджмента. – Томск, Изд-во ТГУ, 2002. – 302 с. – С. 152–157 (0,27 п.л.).
  8. Кужелева И.П., Миллер Е.В., Ярыльченко О.В. Позитивный имидж банка как обязательное условие его конкурентоспособности // Организационно-экономические основы банковского менеджмента. – Томск: Изд-во ТГУ, 2002. – 302 с. – С. 158–161 (0,3п.л./0,15 п.л.).
  9. Овчинников М.Ю., Кужелева И.П. Положительное восприятие имиджа банкира различными социальными группами как один из факторов развития банковской системы. // Организационно-экономические основы банковского менеджмента. – Томск: Изд-во ТГУ, 2002. – 302 с. – С. 221–228 (0,37 п.л./0,17 п.л.).
  10. Кужелева И.П. Профессиональная направленность деятельности специалиста по связям с общественностью // Материалы 4-й межрегиональной конференции «PR: горизонты новой реальности». Нижегородский государственный технический университет, 28 февраля – 1 марта 2003 г. – Нижний Новгород, 2003. – 240 с. – С. 121–125 (0,59 п.л.).
  11. Кужелева И.П. Пиарология и «теория информационального общества» М. Кастельса // Материалы Международной научно-практической конференции «PR-наука, образование и профессия». ЛЭТИ, 17 апреля 2003 г. – С.-Петербург, 2003. – 91 с. – С. 46–48 (0,11 п.л.).
  12. Кужелева И.П. Паблик рилейшнз: субстанциональный аспект // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Связи с общественностью как интегрированное научное знание периода открытого информационного общества». МГУ, 8–9 апреля 2004 г. – М.: Университетский гуманитарный лицей, 2004. – 186 с. – С. 54–59 (0,22 п.л.).
  13. Кужелева И.П. Единство противоположностей не в борьбе, а в слиянии (кентавристика как ПР-методология) // PR-диалог. – С.-Петербург, 2004. – № 4(33). – С. 18–20 (0,45 п.л.).
  14. Кужелева-Саган И.П. «Классические» определения паблик рилейшнз: за и против // Материалы 1-й межрегиональной научно-практической конференции «PR-Универсум 2004». ТГУ, 8–10 декабря 2004 г. – Томск: Дельтаплан, 2004. – 151 с. – С. 74–80 (0,59 п.л.).
  15. Кужелева-Саган И.П. Паблик рилейшнз как кентавр-феномен // Материалы 1-й межрегиональной научно-практической конференции «PR-Универсум 2004». ТГУ, 8–10 декабря 2004 г. – Томск: Дельтаплан, 2004. – 151 с. – С. 80–84 (0,46 п.л.).
  16. Кужелева-Саган И.П. Особенности американского PR-образования // Материалы Международной научно-практической конференции «Модернизация профессионального послевузовского образования: теория и практика подготовки педагогических кадров». ТГПУ, 24–26 октября 2006 г. / Под общ. ред. В.А. Дмитриенко. – Томск: Изд-во STT, 2006. – 246 с. – С. 70–73 (0,4 п.л.).
  17. Кужелева-Саган И.П. Некоторые аспекты проблемы рациональности в проекции становления пиарологии как научного знания о связях с общественностью (PR) // Материалы 2-й Всероссийской научно-практической конференции «PR-Универсум 2006». ТГУ, 14–17 ноября 2006 г. – Томск: Дельтаплан, 2006. – 186 с. – С. 67–71 (0,68 п.л.).
  18. Кужелева-Саган И.П. Особенности объектно-предметной сферы формирующихся социально-гуманитарных наук (коммуникативный подход) // Материалы 2-й Всероссийской научно-практической конференции «PR-Универсум 2006». ТГУ, 14–17 ноября 2006 г. – Томск: Дельтаплан, 2006. – 186 с. – С. 71–76 (0,8 п.л.).
  19. Ляшевский В.В., Кужелева-Саган И.П. Регулирование и дерегулирование социума: коммуникативно-технологический аспект // Труды VI Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Актуальные проблемы гуманитарных наук». ТПУ, 18–19 апреля 2007 г. – Томск: Изд-во ТПУ, 2007. – 492 с. – С. 117–119 (0,3 п.л./0,15 п.л.).
  20. Кужелева-Саган И.П. Пиарология: общие контуры новой науки // Классический университет в неклассическое время: Тр. Том. гос. ун-та. – Т. 269. – Сер. культурологическая. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2008. – 200 с. – С. 177–180 (0,4 п.л.).
  21. Кужелева-Саган И.П. Пиарология: постнеклассическая проекция новой науки // Коммуникативные практики в современном обществе: Сб. статей/ Под ред. В.В. Васильковой, И.Д. Демидовой. – СПб.: Скифия принт, 2008. – С.61-75. – 344с.
  22. Кужелева-Саган И.П. Онто-гносеологические и философско-методологические основания научного знания о связях с общественностью // Постнеклассические практики и социокультурные трансформации: Материалы VIмеждународного междисциплинарного семинара/ Под общ. ред. Астафьевой О.Н. – М.: МАКС Пресс, 2009.-168с. – С.151-158
  23. Кужелева-Саган И.П. Методологические проблемы реконструкции истории формирования научного знания о PR // Connect-Универсум-2009: Сб-к материалов IIIВсероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Томск: ТГУ, 2010.-272. – С.126-133
  24. Кужелева-Саган И.П.Технологические социально-гуманитарные науки как новый тип междисциплинарного научного знания (на примере науки о связях с общественностью) //Connect-Универсум-2009: Сб-к материалов IIIВсероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Томск: ТГУ, 2010.-272. – С. 123-126
  25. Рябов Д.Ю., Кужелева-Саган И.П.Причины невключенностироссийских специалистов по социальным коммуникациям в современный зарубежный научный «коммуникативный» дискурс // Connect-Универсум-2009: Сб-к материалов III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Томск: ТГУ, 2010.-272. – С. 208-211
  26. Ляшевский В.В.,  Кужелева-Саган И.П. Новые подходы к технологии позиционирования // Connect-Универсум-2009: Сб-к материалов IIIВсероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Томск: ТГУ, 2010.-272. – С. 137-140
  27. Кужелева-Саган И.П. Постнеклассическая пиарология как трансдисциплинарное и интегративное научное знание//Модернизация России: наука, образование, высокие технологии: Тезисы выступлений участников II Всероссийской конференции по науковедению. — Москва, 2010. — С.467-470
  28. Кужелева-Саган И.П., Носова С.С. Инновационный потенциал молодёжи как социокультурный феномен //Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании ‘ 2011 20-27 декабря 2011 года. Одесса: Черноморье: Издательство «Черноморье», 2011. С. 50-53
  29. Носова С.С., Кужелева-Саган И.П. Молодёжь в сетевом информационно-коммуникативном обществе: зарубежные подходы к изучению проблемы //Сибирский психологический журнал. 2013. № 49. С. 85-96.
  30. Кужелева-Саган И.П. Общество-Сеть. Эволюция представлений: концепции, образы, метафоры //Воздушный замок — Международный журнал по теории архитектуры. 2014. Т. 19, № 32. С. 29-42.
  31. Kuzheleva-Sagan I.P. Network Society: Evolution of Views (Concepts,Images, Metaphors) //Cloud — Cuckoo — Land — International Journal of Architectural Theory. 2014. Vol. 19, № 32. P. 29-41.
  32. Kuzheleva-Sagan Irina Petrovna, Suchkova Natalia Aleksandrovna. Designing trust in the Internet services //AI & Society. 2015. P. 381-392. URL:: http://link.springer.com/article/10.1007/s00146-015-0622-7.
  33. Социальные сети как площадка организации межличностных коммуникаций и перформанса идентичности цифрового поколения : сб. материалов исследования /А.П. Глухов, Т.А. Булатова, М.Н. Бычкова, М.И. Василец, И.В. Гужова, И.П. Кужелева-Саган, С.С. Носова, Г.А. Окушова, Д.И. Спичева; науч. ред.: И.П. Кужелева-Саган. Томск: Издательский Дом ТГУ, 2016. 112 с.

Учебные пособия:

  1. Кужелева-Саган И.П. Генезис и история паблик рилейшнз: анализ интерпретаций: Учеб. пособие для студентов и аспирантов. – Томск: Дельтаплан, 2004. – 250 с. (14,65 п.л.).
  2. Гумерова Р.В., Кужелева-Саган И.П. Основы теории коммуникации: Учебное пособие. – Томск: ТМЛ-Пресс, 2009-104 с.