Двухуровневая система высшего образования — что это? — Кафедра социальных коммуникаций



Предыстория

 

Во всём мире высшие учебные заведения всегда возникали и развивались в рамках социально-политических и экономических систем своих стран. Долгое время не существовало какой-либо  единой международной системы высшего образования, общей сразу для нескольких и, тем более, многих государств. Однако, процессы глобализации экономики и бизнеса, а также необходимость совместно решать общечеловеческие проблемы (связанные, например, с изменением климата, освоением космоса и океана, изобретением эффективных методов лечения и т.д.) поставили в конце 20-го века перед высшим образованием развитых стран новые задачи. Важнейшая из них — подготовка профессиональных кадров, способных эффективно работать в изменившихся условиях глобального рынка и глобальной «научной лаборатории». В условиях отсутствия единых международных стандартов, предъявляемых к содержанию и форме высшего образования, эта задача была не решаема. Выпускники национальных университетов, желающие работать за рубежом, вынуждены были для этого проходить сложную процедуру подтверждения имеющихся дипломов, сдавать дополнительные экзамены.

 

Очевидно, что решить эту и другие проблемы, связанные с конвертируемостью и повышением качества высшего образования, можно, только создав единое европейское пространство высшего образования. Именно с этой целью в 1999г. рядом государств Европы была разработана и подписана Болонская конвенция. Выбор места проведения этого форума неслучаен: Болонский университет — старейший в Европе (создан в 1088г.). За основу была принята двухуровневая система высшего образования (бакалавриат и магистратура), хорошо зарекомендовавшая себя во многих странах мира, включая США, Канаду и Австралию. Сегодня болонский процесс включает 48 стран-участниц. Россия присоединилась к нему в сентябре 2003г., а уже в 2007г. ввела закон, предполагающий переход российского высшего образования на двухуровневую систему с соответствующими государственными стандартами, вступительными экзаменами и итоговыми аттестациями. С 2011г. все вузы страны переходят на эту систему.

 

В чем её суть?

 

Двухуровневая система высшего образования включает бакалавриат (4 года) и магистратуру (2 года), рассматриваемые в качестве самостоятельных  уровней высшего образования. Каждый из них предполагают государственную итоговую аттестацию.

 

Бакалавриат формирует у студентов базовые профессиональные компетенции: гуманитарные, технические или творческие. Он дает законченное высшее образование с присвоением квалификационной степени «бакалавр» (в нашем случае — «бакалавр рекламы и связей с общественностью»). Выпускник с дипломом бакалавра может претендовать на штатные должности, для которых, согласно существующей нормативно-правовой базе, предусмотрено законченное высшее образование.

 

Бакалавриат предусматривает подготовку квалифицированных рядовых сотрудников, осуществляющих исполнительские функции в соответствующей профессиональной сфере. Например, линейных менеджеров, специалистов по продажам, администраторов, коммуникационных аудиторов, имидж-консультантов, бренд-менеджеров, PR-менеджеров, рекламистов, спичрайтеров, копирайтеров, модераторов, переговорщиков и т.д.

 

Магистратура готовит специалистов, способных к решению наиболее сложных задач профессиональной и научно-исследовательской  деятельности; самостоятельной аналитической работе, исходя из кадровых потребностей экономики и социальной сферы. Магистратура — это дальнейшее развитие специалиста либо в сторону более узкой и углубленной специализации, либо в область научной или управленческой карьеры. Магистратура — обязательная ступень к аспирантуре, являющейся формой подготовки кадров для высших учебных заведений. Должности, на которые может претендовать магистр: старший сотрудник или руководитель рекламного или PR-отдела, вице-президент компании по связям с общественностью, продюсер, главный аналитик систем социальных коммуникаций, руководитель пресс-службы и т.д.

 

Важно заметить, что человек, имеющий диплом бакалавра, может выбирать наиболее подходящее для него направление магистратуры: либо продолжить углублять свои знания по тому же направлению, которое указано в его бакалаврском дипломе; либо начать магистерскую подготовку по одному из новых (смежных с предыдущим) направлений. Например, окончив бакалавриат по направлению «Реклама и связи с общественностью», выпускник может поступать в магистратуру на «управленческие», «экономические», «юридические», «психологические» и некоторые другие направления. Это возможно, т.к. сфера рекламы и связей с общественностью изначально междисциплинарна. Таким образом, магистратура является своего рода аналогом второго высшего образования. В последние годы получение двух высших образований стало достаточно популярным в России, поскольку это значительно повышает конкурентоспособность на рынке труда. Однако, раньше на это нужно было потратить 8 лет (5+3), с переходом на бакалавриат и магистратуру этот срок уменьшился до 6 лет (4+2).

 

Как стать бакалавром?

 

Необходимо окончить 11 классов общеобразовательной школы (в некоторых случаях — 12 классов) или получить аттестат лицея, колледжа.

 

Далее — сдать вступительные экзамены в вуз (ЕГЭ), успешно проучиться в нем 4 года и не менее успешно сдать госэкзамены и защитить квалификационную работу. Выпускник вуза получает диплом бакалавра.

 

Затем у выпускника-бакалавра есть выбор: либо начать свою трудовую деятельность с полноценным дипломом о высшем образовании, либо продолжать обучение в магистратуре.

 

Как стать магистром?

 

Прежде всего, надо получить степень «бакалавр». Затем необходимо выбрать наиболее интересное для себя направление, касающееся уже полученной профессии или смежной с ней сферы деятельности; сдать экзамены на поступление в магистратуру; проучиться там 2 года и выполнить квалификационную работу — защитить магистерскую диссертацию.

 

В чем преимущества двухуровневой системы высшего образования?

 

— В её международной мобильности и конвертируемости: при условии совместимости программ по одному и тому же направлению и заключения партнерских отношений между двумя конкретными  университетами, студент получает реальную возможность получить «двойной» диплом бакалавра или магистра. Для поступления в магистратуру любого университета, включая зарубежные, достаточно предъявить диплом бакалавра без каких-либо дополнительных процедур его подтверждения и сдать общие (для всех поступающих) вступительные экзамены. При устройстве на работу в международную компанию также нет необходимости дополнительно подтверждать свои дипломы бакалавра или магистра.

 

— В гибкости: выпускник бакалавриата не только получает возможность выбрать одно из многих магистерских направлений, но и, поступив в магистратуру, — формировать свой учебный план и выбирать интересующие его курсы.

 

— В способности достаточно быстро реагировать на изменения, происходящие в различных сферах жизни общества (экономике, политике, науке, рынке труда и т.д.). При относительной стабильности содержания бакалаврского (базового) образования — постоянное обновление направлений и содержания магистерских программ. Разработка последних предполагает учет ожиданий и требований потенциальных работодателей.

 

— В экономии времени: уже после четырех лет обучения в вузе и получения бакалаврского диплома можно занимать должности, требующие высшего образования.

 

— В экономии финансовых средств: если человек сам платит за своё высшее образование (бакалавриат), то теперь ему придется платить 4 года, а не 5, как раньше. Соответственно, и двухлетнее обучение в магистратуре обойдется дешевле, чем трехлетнее получение «второго высшего образования».