Кандидат философских наук (09.00.01), доцент;
Заместитель заведующей Лаборатории гуманитарных новомедийных технологий ФП НИ ТГУ;
Руководитель магистерской программы «Цифровой бренд-менеджмент».
«Дина Ивановна: от первого лица» https://www.youtube.com/watch?v=yNI9oUlKsuY
Образование и научная подготовка:
- 2009 – 2014 – соискатель на кафедре социальных коммуникаций факультета психологии Томского государственного университета; научная специальность «Социальная философия»;
- 2000 – 2003 – Томский государственный университет, специальность – связи с общественностью;
- 1995 – 2000 – Кемеровский государственный университет, специальность – филология, психология.
Повышение квалификации:
- «Навыки оказания первой помощи», НИ ТГУ (28.11.2022 – 20.12.2022);
- «Разработка и реализация современных программ ДПО. Технологии работы с большими онлайн-потоками», НИ ТГУ (8.02.2022 – 12.03.2022);
- «Управление коммуникациями», Московский государственный лингвистический университет (13.12.2021 – 16.12.2021);
- «Научная коммуникация в образовательных и музейных проектах», Университет ИТМО, БФ Владимира Потанина (29.11.2021 – 18.12 2021);
- «Проектирование конкурентоспособных образовательных программ», НИ ТГУ (27.01.2020 – 21.02.2020);
- «Технологии формирования компонентов ОПОП в соответствии с нормативными требованиями и СУОС НИ ТГУ в программе-макете «АС Учебные Планы», НИ ТГУ (5.03.2019 – 22.03.2019);
- «Международные стандарты и лучшие практики высшего образования (STEM)», НИ ТГУ (4.02.2019 – 28.02.2019);
- «Модели и технологии интеграции онлайн-курсов в основные образовательные программы», НИ ТГУ (26.02.2018 – 23.03.2018);
- «Английский язык для повседневного и делового общения (Upper-Intermediate level)», НИ ТГУ (20.09.2017 – 22.12.2017);
- «Университет в современной социокультурной ситуации. Авторский курс П.Г. Щедровицкого», НИ ТГУ (18.05.2015 – 25.05.2015);
- «Система дистанционного обучения Moodle в учебном процессе кафедры», НИ ТГУ (8.09.2014 – 19.09.2014);
- «Проектирование и реализация основных образовательных программ вуза при переходе на систему федеральных государственных образовательных стандартов 3-го поколения», НИ ТГУ (28.06.2010 – 28.09.2010 г.);
- «Информационно-аналитическое обеспечение управления и информационные ресурсы в образовании» ,УМЦ по информационно-аналитической работе Департамента образования г. Москвы (19.11.2009 – 27.11.2009);
- «Инновации в образовании», ОГБУ Региональный центр развития образования (18.03.2009 – 18.12.2009);
- «Генеративный искусственный интеллект для преподавателя: стратегии, инструменты, этика», НИ ТГУ (апрель 2024).
Профессиональная деятельность:
На кафедре социальных коммуникаций работает с 2003 года.
- 2012 – 2013 – ОГБУ Региональный центр развития образования, зам.директора по проектной деятельности;
- 2001 – 2012 – МАОУ «Планирование карьеры», зам.директора по научно-методической работе;
- 2000 – 2001 – ПУ № 14, педагог-психолог.
Учебные курсы в ТГУ:
- «Введение в имиджелогию» (бакалавриат);
- «Научный PR» (бакалавриат);
- «Профильный проект» (бакалавриат);
- «Основы научных исследований в профессиональной сфере» (магистратура);
- «Имидж и бренд: инструменты управления цифровым репутационным капиталом» (магистратура);
- «SMM-старт: продвижение в социальных сетях» (Федеральный проект «Содействие занятости» (программа повышения квалификации).
Участие в научных проектах, поддержанных грантами:
- Грант БФ Владимира Потанина «Разработка и внедрение в магистерскую программу образовательной технологии популяризации академических и прикладных исследований магистрантов» (27.04.2023 – 27.04.2024);
- Программа стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» «Трансформация качества жизни в условиях информационного противодействия и влияния интерактивных генеративных медиа» (30.06.2023 — 31.12.2023);
- Программа стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» «Трансформация стиля жизни населения городов Сибири в условиях нового цивилизационного кризиса и глобального изменения климата» (29.03.2022 — 31.12.2022);
- Грант БФ Владимира Потанина «Формирование цифрового профессионального имиджа как образовательная технология и драйвер развития магистратуры, руководитель (01.08.2021 – 01.08.2022);
- Грант РФФИ «Феномен цифрового кочевничества в современном междисциплинарном дискурсе», руководитель (07.11.2019 — 30.08.2020);
- Государственная поддержка ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентной способности среди ведущих мировых научно-образовательных центров (5-100) «Организация социальных пространств 4.0. как условие высокого качества жизни человека цифровой эры: междисциплинарный подход» (19.03.2018 — 31.12.2020);
- Грант РФФИ «Культура сетевых полупубличных коммуникаций цифрового поколения» (2018 – 2020 г.);
- Грант РГНФ «От симпатии к лайкингу, от любви к вирту, от дружбы к френдингу, от вражды к троллингу, от приверженности к фолловингу: региональный аспект трансформации фреймов межличностной коммуникации в виртуальном пространстве социальных сетей (на материале анализа коммуникаций нового сетевого поколения студенческой молодежи г. Томска)» (14.04.2016 — 31.12.2017).
Участие в других проектах:
- «Научные дайджесты ТГУ: фронтирные исследования и технологии» (01.04.2020 г. – по настоящее время);
- «Развитие коммуникационных площадок НИ ТГУ» (2015 г. – по настоящее время);
- «Информационно-коммуникационное сопровождение междисциплинарных семинаров НИ ТГУ (2018 – по настоящее время).
Награды:
- Благодарственное письмо почетных докторов ТГУ (2018 г.);
- Грамота ТГУ (2017 г.);
- Почетная грамота Министерства образования и науки РФ (2012 г.);
- Диплом финалиста Международного конкурса по созданию концепции Школы Сколково (2012 г.);
- Малая золотая медаль Международной выставки «УЧСИБ – 2012 за проект «Бизнес-инкубатор для старшеклассников как инновационная форма социального партнерства Центра дополнительного образования детей» (2012 г.);
- Почетная грамота Администрации Томской области (2009 г.);
- Диплом II степени Всероссийского конкурса психолого-педагогических программ «Психология развития и адаптации» за программу «Планирование карьеры…» (2008 г.);
- Звание «Лауреат конкурса Томской области в сфере образования и науки» (2003 г.).
Профессиональные и научные интересы:
Философия и методология научных исследований, социальная философия, философия и психология имиджа, цифровое кочевничество, психология информационных войн и др.
Увлечения:
Садоводство и огородничество, дизайн одежды, мотокросс, велосипедные прогулки, чтение художественной литературы.
Участие в конференциях:
Принимала участие в более, чем 30 конференциях разного уровня. Выборочно:
- XI Международная научно-практическая конференция «Искусственный интеллект в сфере современной гуманитаристики». Тема доклада: «Механизмы психологической защиты в информационно-коммуникативном социуме» (Томск, 07.04.2023);
- Connect-Universum – 2023. Форум. Всероссийская студенческая научно-практическая конференция с международным участием ««Коммуникации будущего: куда движется реклама и PR?». Тема доклада: «Бренд-медиа будущего как инструмент продвижения корпоративного имиджа» (Томск, 23.03.2023 — 28.03.2023);
- VIII Сибирский психологический форум (с международным участием) «Мир человека в фокусе психологических метапрактик». Тема доклада: «Сетевые артефакты как маркеры стиля жизни населения современных городов Сибири в контексте «новой нормальности» (Томск, 21.11.2022 — 22.11.2022);
- Международный конгресс «Язык, культура и технологические транзиты: новые грани человеческого». Тема доклада: «Коммуникативный подход к исследованию стиля жизни: на примере сетевых сообществ о Сибири» (Томск, 20.10.2022 — 28.10.2022);
- Первая международная конференция «Управление коммуникациями» (Communications Management Com—M-2021). Тема доклада: «Виртуальная интернационализация как новый формат коммуникации университета с иностранными абитуриентами и студентами в условиях пандемии» (Москва, 14.12.2021 — 15.12.2021);
- Всероссийская научно-практическая web-конференция «Профориентация: маршрут из настоящего в успешное будущее». Тема доклада: «Цифровой имидж профессионала: сценарий развития профессиональной одарённости в магистратуре» (Томск, 7.04.2021);
- V Международная трансдисциплинарная научно-практическая WEB-конференция «Connect-Universum-2020» «Постпандемическое будущее Университета: возможные модели, их потенциал и риски». Тема доклада: «Цифровой имидж Томска как студенческого города в условиях снижения мобильности студентов. По результатам фокус-группы» (Томск, 27.11.2020);
- IV Международная трансдиcциплинарная научно-практическая WEB-конференция «Connect-Universum 2018» «Цифровой бренд-менеджмент территорий: глобальный и локальный аспекты». Тема доклада: «Имидж Сибири в международном научном дискурсе» (Томск, 29.11.2018 — 30.11.2018);
- II Международный Форум Университетских городов «Энергия университета для развития города и региона». Тема доклада: «Digital images of Siberia in electronic scientific communications” (Томск, 30.11.2017 — 02.12.2017);
- VII Сибирский психологический форум. Всероссийская конференция «Комплексные исследования человека: психология». Тема доклада: «Иерархия потребностей в структуре идентичности цифровых кочевников» (Томск, 28.11.2017 — 29.11.2017);
- III Международная трансдиcциплинарная научно-практическая WEB-конференция «Connect-Universum-2016» «Цифровое кочевничество как глобальный и сибирский тренд». Тема доклада: «Цифровые имиджевые интерпретации образа Сибири в электронном коммуникативном пространстве» (Томск, 24-26 мая 2016 г.);
- V международная научно-практическая конференция «Социальные коммуникации и эволюция обществ». Тема доклада: Коммуникативно-управленческая сущность имиджа: генезис представлений от Античности до цифровой эпохи» (Новосибирск, 9-10 октября 2015 г.);
- X Региональный фестиваль педагогических идей и инновационных разработок. Тема доклада: «Регламент создания и функционирования федеральной инновационной площадки в системе общего и дополнительного образования РФ». (Томск, 23 августа 2014 г.);
- V Международная научно-практическая интернет-конференция «Connect-Universum – 2014». Тема доклада: «Визуальные коммуникации в новых медиа: эффекты, возможности, риски (междисциплинарный подход)» (Томск, 20 – 22 мая 2014 г.);
- Международная научная конференция «Архитектура и социальные медиа в Обществе-сети». Тема доклада: «Имиджевая коммуникация в культуре виртуальной реальности» (Берлин, 28-29 октября 2013 г.);
- IV Международная научно-практическая Интернет-конференция Connect-Universum -2012 « Влияние новых медиа на сознание и поведение молодежи: междисциплинарный подход». Тема доклада: «»Поколение Y» как субъект электронной коммуникации и объект имиджевого управления» (Томск, 29 – 31 мая 2012 г.);
- XVI Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование». Тема доклада: «Современные модели социализации детей в УДОД в условиях модернизации образования» (Томск, 23 – 27 апреля 2012 г.);
- III Всероссийская научно-практическая интернет-конференция с международным участием «Connect-Универсум – 2009». Тема доклада: «Феномен имиджа в современных научных исследованиях» (Томск, май 2009 г.).
Научные публикации (избранное):
Статьи в журналах ВАК / Scopus / WoS
- Спичева Д.И., Винокурова Е.Н. Сетевые (виртуальные) артефакты как маркеры стиля жизни современного населения Сибири в контексте «новой нормальности» // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. 2023. Т. 9, № 3. С. 88‒102. URL: http://rrhumanities.ru/journal/annotation/3235/.
- Study on a conceptual model for campus transformation of classical universities in the digital era / I.P. Kuzheleva-Sagan, E.V. Galazhinsky, D.I. Spicheva, E.V. Polyanskaya [и др.] // Вестник Томского государственного университета. 2022. № 477. С. 74‒84. DOI: 10.17223/15617793/477/8
- Спичева Д.И., Свиридова Д.Ю. Виртуальная интернационализация как новый форматкоммуникации университета с иностранными абитуриентами и студентами в условиях пандемии //Коммуникология. 2021. Т. 9, № 4. С. 124-134.
- Кужелева-Саган И.П., Спичева Д.И. Феномен цифрового кочевничества в современном междисциплинарном дискурсе // Вестник Томского государственного университета. 2020. № 454. С. 72‒87. DOI: 10.17223/15617793/454/9
- Spicheva D.I., Polyanskaya E.V. Culture codes of scientific concepts in global scientific online discourse // AI & Society. 2020. Vol. 35, № 3. P. 699‒714. DOI: 10.1007/s00146-019-00934-7
- Спичева Д.И. Факторы эффективности цифрового имиджа как социально-технологического феномена //Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 8(34) часть 2. С. 175-178.
- Спичева Д.И. Роль имиджевой коммуникации в интернет-пространстве //Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 11(37) часть 1. С. 164-167.
- Спичева Д.И. Имидж как инструмент управления сознанием и поведением «поколения Y» // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 363. С. 64‒67.
Статьи в других журналах и главы в коллективных монографиях:
- Спичева Д.И. Цифровой имидж профессионала: сценарий развития профессиональной одарённости в магистратуре // Профориентация: маршрут из настоящего в успешное будущее : материалы всероссийской научно-практической web-конференции, Томск, 7 апреля 2021 года. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2022. С. 78‒82.
- Спичева Д.И., Свиридова Д.Ю. Культурные константы, концепты и артефакты как основа виртуальной интернационализации университета // Управление коммуникациями = Communications Management–Com-M-2021 : сборник статей Первой международной научно-практической конференции, 14-15 декабря 2021 года. Москва: МГЛУ, 2022. С. 210‒217. URL: https://www.elibrary.ru/defaultx.asp? (дата обращения: 28.06.2022).
- Спичева Д.И., Полянская Е.В. Образы Сибири в контексте ее позиционирования в мировом научном сообществе //Connect-Universum — 2018 : сборник материалов IV Международной трансдисциплинарной научно-практической WEB-конференции. Томск: Издательский Дом Томского государственного университета, 2019. С. 184-188.
- Организация профессиональных проб /ред.: Огнева Р.Н., Спичева Д.И. Томск: Издательский Дом ТГУ, 2019. 162 с.
- Социальные сети как инфраструктура межличностного общения цифрового поколения: трансформация фреймов коммуникации : коллективная монография /Глухов А.П., Кужелева-Саган И.П., Булатова Т.А., Бычкова М.Н., Гужова И.В., Носова С.С., Окушова Г.А., Спичева Д.И.; науч. ред.: Кужелева-Саган И.П. Томск: Издательский Дом ТГУ, 2017. 220 с.
- Спичева Д.И. «Сибирский геном» как фактор формирования идентичности цифрового номада //Комплексные исследования человека: психология: материалы VII Сибирского психологического форума. Ч. 1: Аттракторы и идентичности человека цифровой эпохи. Образование. Воспитание. Творчество. Томск: Издательский Дом ТГУ, 2017. С. 211-215.
- Спичева Д.И., Коноваленко М.А. Тимбилдинг в коллективе цифровых кочевников //Connect-Universum 2016: сборник материалов III Международной трансдисциплинарной научно-практической WEB-конференции. Томск: Издательский Дом ТГУ, 2017. С. 245-252.
- Спичева Д.И. Цифровые имиджевые иртерпретации образа Сибири в электронном коммуникативном пространстве //Connect-Universum 2016: сборник материалов III Международной трансдисциплинарной научно-практической WEB-конференции. Томск: Издательский Дом ТГУ, 2017. С. 239-245.
- Спичева Д.И., Свиридова Д.Ю. Типология визуальных образов города как научно-образовательного центра,создаваемый в новых медиа средствами фотографии //Реклама и PR в России: современное состояние и перспективы развития : XIV Всерос. науч.-практ. конф., 16 февр. 2017 г. СПб.: СПбГУП, 2017. С. 49-51.
- Спичева Д.И. Развитие обратной связи в процессе внутренних электронных коммуникаций //Человеческое измерение университета и корпоративные практики управления персоналом : материалы Междунар. конф. «HR-тренд 2016: Человеческое измерение университета» (10-12 нояб. 2016 г., г. Томск). Томск: Издательский Дом ТГУ, 2017. С. 27-30.
- Спичева Д.И., Коноваленко М.А. Тимбилдинг в коллективе цифровых кочевников (рус.) //Connect-Universum — 2016 [Электронный ресурс] : материалы III Междунар. трансдисциплинарной науч.-практ. WEB-конф. «Цифровое кочевничество как глобальный и сибирский тренд». Томск, 2016. С. 245-252. URL: http://connect-universum.tsu.ru/doc/download/CU_2016_01.pdf.
- Спичева Д.И. Цифровые имиджевые интерпретации образа Сибири в электронном коммуникативном пространстве (рус.) //Connect-Universum — 2016 [Электронный ресурс] : материалы III Междунар. трансдисциплинарной науч.-практ. WEB-конф. «Цифровое кочевничество как глобальный и сибирский тренд». Томск, 2016. С. 239-245. URL: http://connect-universum.tsu.ru/doc/download/CU_2016_01.pdf.
- Спичева Д.И. Формирование имиджа в процессе виртуальной межличностной коммуникации как проблема обретения идентичности человеком цифровой эпохи //Социальные сети как площадка организации межличностных коммуникаций и перформанса идентичности цифрового поколения : сб. материалов исследования. Томск: Издательский Дом ТГУ, 2016. С. 99-111.
- Социальные сети как площадка организации межличностных коммуникаций и перформанса идентичности цифрового поколения : сб. материалов исследования /А.П. Глухов, Т.А. Булатова, М.Н. Бычкова, М.И. Василец, И.В. Гужова, И.П. Кужелева-Саган, С.С. Носова, Г.А. Окушова, Д.И. Спичева; науч. ред.: И.П. Кужелева-Саган. Томск: Издательский Дом ТГУ, 2016. 112 с.
- Спичева Д.И. Коммуникативно-управленческая сущность имиджа: генезис представлений от Античности до цифровой эпохи //Социальные коммуникации и эволюция обществ: материалы V Международной науч.-практ. конф. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2016. С. 280-287.
- Спичева Д.И. Графический дизайн как фактор эффективности современных имиджевых технологий //Connect-Universum — 2014: сборник материалов V Международной научно-практической интернет-конференции. Томск: Издательский Дом ТГУ, 2015. С. 212-216.
- Спичева Д.И. Имидж как коммуникативно-управленческий феномен: социально-философский анализ: Дис. … канд. филос. наук. Томск, 2014. 142 с.
- Спичева Д.И. Имидж как коммуникативно-управленческий феномен: социально-философский анализ: Автореф. дис. … канд. филос. наук. Томск, 2014. 23 с.
- Spicheva D.I. Image Communication in Virtual Reality Culture //Cloud — Cuckoo — Land — International Journal of Architectural Theory. 2014. Vol. 19, № 32. P. 81-90.
- Спичева Д.И. Имиджевая коммуникация в культуре виртуальной реальности //Воздушный замок — Международный журнал по теории архитектуры. 2014. Т. 19, № 32. С. 91-101.
- Спичева Д.И. Ценность имиджа как инструмента социального управления в информационном обществе //Ценностные основания психологии и психология ценностей: Сборник материалов IV Сибирского психологического форума. Томск, 16-18 июня 2011 г. Томск: Томское университетское издательство, 2011. С. 290-293.
Учебные и методические пособия
- Кужелева-Саган И.П., Носова С.С., Спичева Д.И. Цифровое Общество-Сеть и его кочевники: учеб. пособие к спецкурсу. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2022. 184 с.
- Как организовать эффективную работу учреждения дополнительного образования на «удаленке»: методические рекомендации / под ред. Н.Р. Огневой, Д.И. Спичевой. – Томск: Издательство ТГУ, 2021. – 108 с.
- Организация профессиональных проб: практикум / под ред. Н.Р. Огневой, Д.И. Спичевой. – Томск : Издательский Дом Томского государственного университета, 2019. – 162 с.
- Цифровой имидж (on- и off-line) Электронный ресурс: учебно-методический комплекс : [для студентов вузов по направлению 42.04.01 «Реклама и связи с общественностью»] / Д. И. Спичева ; Том. гос. ун-т, 2016. Режим доступа: http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000551423
- Описание практик взаимодействия вузов и общеобразовательных учреждений по реализации программ, обеспечивающих индивидуализацию образовательных траекторий, развитие одарённости / Авторы-составители: Н.П. Лыжина, Д.И. Спичева. – Томск: ОГБУ «РЦРО», 2014. – 44 с.
- Методические материалы по организации внеурочной деятельности в условиях перехода к Федеральным практикам взаимодействия вузов и общеобразовательных учреждений по реализации программ, обеспечивающих индивидуализацию образовательных траекторий, развитие одаренности // Серия «Лучшие практики Томской области по реализации комплексов мер по модернизации государственным образовательным стандартам нового поколения (учебное пособие). — Томск. 2011. – 32 с.
- Н.Р. Огнева, Д.И. Спичева Как выбрать профиль: методическое пособие по курсу для педагогов и психологов /Под ред. П.И. Горлова – Томск: изд-во НТЛ, 2005.-160с.